Скульптор Геннадий Правоторов, народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, секретарь Союза художников России, считает: духовные и исторические связи Беларуси и России имеют многовековую историю и являются куда более крепкими и глубокими, чем какие бы то ни было политические и социальные объединения.
- Вопрос, какие отношения возможны между нашими нациями - дружественные или недружественные, - просто отпадает, - говорит Геннадий Иванович. - Разве могут они между близкими родственниками быть не теплыми, не основанными на взаимном уважении? Что касается художественной жизни - тут художники обеих наших стран стремятся не потерять те былые связи, которые были созданы еще в бытность Союза художников СССР, а также приобрести и новых друзей, коллег. Я несколько раз приезжал в Беларусь по приглашению белорусской стороны. Первый раз на своеобразный съезд всех творческих союзов России и Беларуси - и художников, и кинематографистов, и театралов, и литераторов. На нем прозвучал призыв к единению, тесной работе "родственных" союзов обеих стран, на что откликнулись обе стороны с большим интересом. В другой раз я ездил в Беларусь на торжества, посвященные Дню белорусской письменности, уже, скорее, как член Союза писателей. Были еще поездки. И всегда встречал дружеский, теплый прием.
- Часто ли выставляются белорусские художники в России и наоборот - российские в Беларуси?
- Бывает обмен выставками, но не могу сказать, что это связи какого-то программного характера. Хотелось бы еще к дружескому конкретного, регулярного рабочего общения. Другое дело - замечательные человеческие отношения: нам их не нужно устанавливать, а следует идти дальше, строить долгосрочные планы совместной работы, которая не должна ограничиваться разовым проведением выставок.
- Изобразительное искусство России и Беларуси, на ваш взгляд, развивается параллельно или в каждой стране идет в свою сторону?
- Единство, параллельность устремлений существует. Все-таки одна материя, духовность, одно "гнездо", из которого вышли, взаимопроникновение культур. Конечно, в обеих наших странах - собственный взгляд на жизнь, на искусство, собственные контакты с другими государствами. Но все-таки между нами не только тесная связь, а развитие, в основном реалистической или предметно-изобразительной культуры. Общее видение и понимание значения изобразительного искусства и культуры в обществе. Посмотрите, талантливые именитые белорусские художники не менее значимы и в России. Так, Михаил Савицкий - одна из стержневых фигур Союза художников и России, и Беларуси. Все темы, которые он поднимает в своем творчестве, Савицкий пережил сам - и послереволюционное неустройство, и ужасы войны, и трудную послевоенную жизнь. Можно также назвать живописца Виктора Громыко, известного графика Георгия Поплавского, многих других художников.
- Существует точка зрения, что однажды изобразительное искусство станет ненужным: его вытеснят новейшие технологи...
- Конечно, о технической революции не стоит забывать. Чтобы написать многофигурную композицию - нужно серьезно работать, тратить много времени, сил. Вспомните "Торжественное заседание Государственного совета" Ильи Репина. А тут вдруг появилась техническая возможность "щелкнуть" фотоаппаратом, и группа людей - уже на бумаге. Сегодня фотографию и на холст переводят. Но все-таки творчество человека продолжает оставаться незаменимым. Японцы обладают техникой, которая досконально воспроизводит в объеме человека со всеми морщинками. Казалось, достигнуто нечто идеальное. Ан нет - все равно люди готовы платить большие деньги за то, что художник вылепит или напишет этого человека, или сложит о нем стихотворение.
Художнику доступно передать психологическое состояние целого среза общества - возьмите "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова, например. Можно и сегодняшние темы назвать... Никакой фотографии, никакой технике это не доступно. А чтобы суметь изобразить подобное состояние, человек должен пройти хорошую школу. Художник зреет годами. Истинный художник, а особенно скульптор-монументалист созревает примерно к сорока годам - ему нужно увидеть предмет своей работы, связать с пространством города, площади, найти образ, который бы был воспринят целым обществом. И если он в выставочной работе может выражаться как угодно, то памятник должен быть понятен всем...
- Как вы считаете, искусство должно существовать частным образом или при поддержке государства?
- Во всем мире (кроме социалистического лагеря) не было Союзов художников, там существовали и существуют лишь небольшие объединения, не играющие той роли, как старый Союз художников. Но, на мой взгляд, раз имеется Министерство культуры, значит, государство преследует цели сохранения и развития духовности и культуры. Союз художников нужен даже больше не именитым мастерам, которые уже давно работают, заявили о себе, а основной массе художников, особенно начинающим. Роль Союза заключается и в поддержании и развитии их творческого потенциала.
- Среди ваших работ - рельефы на главном колоколе храма Христа Спасителя, рельеф на главном колоколе храма св. Софии в Тобольском Кремле, медаль в память 750-летия обретения иконы Божией Матери в Коренной пустыне и другие... Когда художник берется за религиозные сюжеты, ему обязательно нужно быть верующим человеком или для создания яркого художественного образа это роли не играет?
- Я человек не воцерковленный. На службе бываю от случая к случаю, по большим праздникам. Но могу сказать: если мы и были оторваны десятилетия от веры, в области культуры оторванность не была абсолютной. Да хотя бы взять наш язык: там и "слава Богу", и "воскресенье" - можно перечислять еще много примеров, которые вошли в плоть и кровь не только языка, но и мышления, духа. Мы рождены в среде православной морали и нравственности, которую даже советские времена - опосредованно - получали и через литературу, в том числе древнерусскую, и через образы древнерусской живописи. Потому я и берусь за такие темы. Много взывает к тебе и вызывает движение души. Потому и образы святых для меня - гораздо больше, чем просто художественные персонажи. С каким трепетом, мы, художники, изображаем преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, князей - мучеников Бориса и Глеба, поскольку знаем (и чувствуем) историческую основу их жизни. Атеист, думаю, за эти темы не будет браться, а если и возьмется, то, скорее, решит их холодно: все-таки одних знаний и умений здесь недостаточно. И вообще, когда человек неискренне что-то делает - это видно.