Виталий Селищев стал резчиком по дереву, поэтом и лучшим рыбаком области.
Диагноз-приговор прозвучал в 1997 году во время обследования. Врач не стал скрывать правды от пациента и сказал, что через несколько лет он получит группу инвалидности. Виталий Селищев не поверил. Он вроде бы нормально видел, машину водил. Но через семь лет слова врача подтвердились - наступила тотальная слепота.
Затем депрессия, долгий период реабилитации в Волоколамске, где незрячих учат обращаться с тростью, жить по-новому. Там Виталий Иванович впервые и взялся за резец - записался на курсы резьбы по дереву. Так родилось новое увлечение Виталия Селищева.
Сегодня из-под резца мастера выходят в основном полезные в быту вещи - разделочные доски, ложки, конфетницы, сувениры. Увидевшие их не перестают удивляться - как можно незрячему человеку такое сотворить. На что мастер только улыбается - потерял зрение, зато руки стали более чувствительны.
- Я ведь руками чувствую каждую полосочку, каждую рисочку, - рассказывает Виталий Иванович. - Помогают родные. У меня прекрасная семья - они поддерживают меня во всех начинаниях. Они у меня самое строгое жюри. Я прошу - если есть где недоделки - говорите мне прямо.
Все свои работы Виталий Иванович дарит родным и друзьям. А вот изготавливать что-то на продажу даже и не ставил себе цели. Говорит, не любитель этого дела. Хотя цену своим работам знает. В Волоколамском реабилитационном центре для незрячих иностранцы предлагали за них большие деньги.
Про другое свое увлечение - рыбалку - Виталий Иванович может говорить часами. Еще маленьким ходил удить рыбу с дедом и дядей.
- Была своя маленькая бамбуковая удочка, и я малышом ловил карасиков, пескарей, - вспоминает Виталий Иванович. - И у меня это хорошо получалось. Когда повзрослел - перешел на более крупную рыбу. Сейчас судьба заставила - ловлю рыбу на закидушки, то есть резинку с привязанными к ней крючками и кормушками. Чтобы чувствовать поклевку - придумал вешать на нее колокольчики. К тому же придерживаю резинку пальцем.
Среди рыбаков Виталий Селищев - известная личность. Не раз он участвовал в различных чемпионатах по рыбной ловле. И традиционно занимает призовые места. Да и в обычные дни зачастую его улов бывает богаче, чем у сидящих рядом зрячих рыбаков. Виталий Иванович объясняет это тем, что ему незачем отвлекаться на всякие посторонние мелочи.
На рыбалке, как, впрочем, и во всем остальном, Виталий Иванович старается обходиться без посторонней помощи. На случай, если резинка запутается, берет запасные. Лишь супругу иногда просит помочь подготовить прикорм для рыбы.
- Я и сам могу сделать прикормку, но не увижу, если каша побежит через края, - рассказывает он. - Иногда жена шутит - как ты надоел со своей рыбалкой. Но когда приезжаю с хорошим уловом - другой разговор. А чистить рыбу могу и сам.
Одиннадцатилетняя внучка Катя пошла по стопам деда - тоже стала рыбачкой.
- Она у меня молодец! - восхищается Виталий Иванович. - Очень усидчивая. Я ловлю на одну резинку, она на другую. Иногда мы устраиваем соревнования. И я рад бываю без памяти, если она дедушку обловила.
Вообще, Виталию Ивановичу скучать не приходится. В довершение ко всему он поет в народном академическом хоре. А свободное время посвящает поэзии. Писать стихи, по его признанию, незрячим нелегко. Ведь слагать рифмы и хранить свое творчество приходится в "мозговом компьютере". Иногда в процессе работы выручает диктофон. Но на поэтических конкурсах, где традиционно участвует Виталий Иванович и занимает призовые места, приходится все читать по памяти.
- Я еще в молодости девчонкам посвящал четверостишия, - улыбается поэт. - Но всерьез начал писать только сейчас. Тематика, правда, немножко грустная. Но сама жизнь подсказывает эту тему. Пишу о нашей действительности - как мы, незрячие, живем, в какой каше варимся. Хотя многие знакомые просто поражаются нашему оптимизму.