Отсутствие по-настоящему технологических решений является одной из главных проблем не только России, но и остального мира, включая развитые страны. Это мнение директора американского института будущего Пола Саффо. Новые технологии нужны для того, чтобы трансформировать мировую экономику и положить начало новому витку ее развития. И нынешний экономический кризис дает такой шанс.
Поэтому российским властям необходимо вооружившись калькулятором, подсчитать возможные потери от промедления при создании и реализации инвестиционных и инновационных проектов.
Отметим, что средства федерального бюджета, несмотря на его огромный дефицит, которого не было ни разу в истории новейшей России, заложены. При этом, отметим, что хотя и секвестр по инвестиционным статьям и был, но не такой уж и большой. В частности, в проекте бюджета на 2010 бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной программы (ФАИП) выделены в размере 965,5 триллиона рублей. Это на 113,2 миллиарда рублей меньше, чем в нынешнем кризисном году, и всего на 13,3 миллиарда меньше, чем в тучном, в финансовом выражении, 2008 году.
Однако, на этом "спонсирование" из федерального бюджета не прекращается, так как остальные траты на инновации и разного рода федеральные и целевые программы размазаны "тонким" слоем по всему пирогу. Так в 2010 году, несмотря на секвестр, предполагается выделение на реализацию федеральных целевых программ, направленных на экономическое развитие более 300 миллиардов рублей. Таким образом, ФЦП, связанные с развитием села, транспортной системы, плодородия почв, гражданской морской техники, рыбохозяйственного комплекса, гражданской авиационной техники и жилища, недополучат порядка 100 миллиардов рублей.
Но вот ФЦП, связанных с реализацией программ по развитию высоких технологий, предложено выделить почти на 30 миллиардов рублей больше по сравнению с 2009 годом. В накладе не останутся и регионы, которые получат в 2010 году 118,8 против 120,6 миллиарда рублей в 2009 году, на реализацию целевых программ, направленных на региональное развитие. На довесок в миллиард рублей может рассчитывать оборонка. Потеряют в весе - социальная сфера и программы, направленные на обеспечение безопасности и правопорядка. Расходы на федеральные социальные программы снизятся более чем на 13 миллиардов рублей, а безопасность и правопорядок потеряют около 10 миллиардов.
В бюджете 2010 года совершенно не заложены средства на федеральную программу по энергосбережению (которая, правда, еще не принята, как только это произойдет, поравки будут приняты, заверили корреспондента "РГ" в минфине). Антикризисные меры по разного рода секторам экономики плавно перекочевали из бюджета 2009 в 2010 год. И секвестр таких секторов, как жилищно-коммунальное хозяйство, развитие транспортной системы, включая строительство автодорог и развитие железнодорожного транспорта, хоть и произошло, то незначительно. Хотя такая статья бюджета, как расходы на национальную экономику, были сокращены почти на 500 миллиардов рублей. Минфин ведет политикусоздания экономических стимулов для предприятий и частных инвестиций, которым будет оказана господдержка. Делая упор на то, чтобы инвестор был заинтересован в реализации своего проекта. Иначе никакие бюджетные средства не помогут. ГГлавным источником финансирования для инновационных предприятий выступал и выступает собственный капитал. "Опора России" провела исследование, согласно результатам которого 74% предприятий отметили в источниках собственные средства или свой капитал плюс инвестиции. Половина предприятий пользовались прямыми инвестициями, финансированием конкретного проекта заказчика. Отдельной строкой выделены государственные предприятия. Они чаще остальных поучают гранты и финансируются по проектам от заказчика. Прямыми инвестициями пользуется около половины частных предприятий.
Популярен и банковский кредит: им пользуются 32% участников исследования, а среди государственных инновационных предприятий только 7%.
Венчурное финансирование желанным назвали 13%. Наиболее предпочтительным источникам финансирования остаются прямые инвестиции и денежные вложения заказчиков по конкретному проекту. Вывод тут напрашивается не слишком утешительный. "Инноваторы" имеют невысокую потребность в информационно-консультационных, кадровых и инфраструктурных услугах: ответственность по коммерческой стороне исследований и разработок и маркетинговая составляющая ложится на заказчика. Рынок с его навыками и приемами пока только подбирается к инновационному сектору России.