Самарский государственный аэрокосмический университет стал одним из 14 высших учебных заведений России, получивших статус национальных исследовательских университетов. Это дает ему не только право на 1,8 миллиарда дополнительных бюджетных средств, но и возможность реализовать новые учебные стандарты, способные вывести предприятия аэрокосмической отрасли на мировой конкурентный уровень. О путях этого процесса корреспондент "РГ" беседует с проректором по науке и инновациям СГАУ доктором технических наук Евгением Шахматовым.
Российская газета: Евгений Владимирович, известно, что в конкурсе участвовало 138 вузов, что позволило именно вам войти в число победителей?
Евгений Шахматов: Преимущество программы, представленной СГАУ, в том, что она ориентирована на развитие конкретных отраслей промышленности и подразумевает их полный переход на компьютерные технологии. Она, по сути, является развитием проекта инновационных образовательных программ, в котором мы участвуем с 2006 года. Но сегодня перед нами стоит более сложная задача - создать на базе СГАУ научно-образовательный центр мирового уровня в области развития авиационной и ракетно-космической промышленности. Это позволит не только проводить масштабные исследования на перспективу, но и готовить специалистов нового поколения и через них внедрять инновационные разработки в современное производство.
РГ: Вы повышаете стандарты образования?
Шахматов: Статус национального исследовательского университета дает вузу право самому разрабатывать учебные программы. При этом они могут касаться и тех направлений, на которые пока нет стандартов, но потребность в подготовке специалистов по которым крайне высока. Так скажем, у нас есть специальности, связанные с математикой и вычислительной техникой, и есть в самолето- и ракетостроение. Но, чтобы быть сегодня конкурентоспособными в мире, необходимо, чтобы специалисты отлично владели не только знаниями в ракетно-космической области, но и технологиями компьютерного моделирования, проектирования, создания виртуальных объектов летательных аппаратов и двигателей. Это позволит создавать технику сначала в компьютерном поле, проиграть с ней все возможные варианты, вплоть до испытаний, довести виртуальные образцы до совершенства и лишь затем создавать реальные изделия. Это сократит время на разработку и запуск изделия с 10 до двух-трех лет.
Но таких специалистов-универсалов в России пока нет, их надо готовить. Преимущество СГАУ в том, что мы можем делать это не с нуля, а на фундаменте собственных наработок. В университете на базе факультета двигателей летательных аппаратов уже 15 лет ведется сквозная компьютерная подготовка, когда студентов уже с первого курса учат моделированию и проектированию не за устаревшими кульманами, а за мониторами.
РГ: Производство готово сегодня поддержать этот сквозной процесс становления специалиста?
Шахматов: На сегодня это главная проблема. Мы можем бригадным подрядом поставлять подготовленных таким образом специалистов, но предприятия с устаревшей производственной базой не готовы обеспечить их работой.
Оазисом благополучия в этом плане является центр "ЦСКБ Прогресс", в который у нас ежегодно берут до 200 выпускников. Здесь помимо ракет и космических аппаратов переводят на цифровое проектирование, изготовление и испытания другие изделия. В частности, очень интересный тренировочный среднемагистральный самолет "Рысачок", который должен прийти на смену устаревшим Якам. Кстати, производство этой машины ЦСКБ освоил тоже с помощью наших же ученых и студентов. Важно и то, что специалисты, которых мы готовим по новым программам, востребованы и в мировых проектах. Достаточно сказать, что космодром Куру в Южной Америке был спроектирован именно под наши современные ракеты, и поэтому вся документация, проектирование, производство и запуск там должны идти на основе цифровых технологий всех этапов жизни ракеты.
- Государственный грант позволит поднять жизненный уровень преподавателей и сотрудников университета, ведь бедный ученый больше думает о хлебе насущном, чем о граните науке.
В течение пяти лет СГАУ получит 1,8 миллиарда рублей, но мы не можем потратить их на зарплату сотрудникам. Они должны ее зарабатывать сами, с помощью своих исследований. А вот базу для занятий наукой на эти средства создать удастся. В этом году мы нарастим мощность нашего суперкомпьютера до десяти триллионов операций в секунду, в дальнейшем планируем увеличивать этот лимит, что позволит решать практически любые задачи не только в области обучения, но конструирования высокотехнологичных изделий. У нас еще с 2006 года отрабатывается система одновременного создания изделия и производства для него; цехов, логистики, схемы взаимоотношения с поставщиками. Задача на сегодня - интегрировать эту систему в образовательную деятельность, создать на базе ведущих кафедр такие исследовательские центры, куда бы обращались со своими заказами предприятий, и не из-за дешевизны (чем подчас грешат недобросовестные фирмы, выигрывающие торги), а потому, что на столь высоком уровне эти работы нигде, кроме СГАУ, выполнить не могут. Вот к этому надо стремиться.
РГ: В исследовательском центре должно быть больше науки, но как быть с тем, что до 80 процентов времени профессора и доктора наук тратят на лекционную практику?
Шахматов: Эту проблему мы решим в ближайшие два-три года, перейдя на новый уровень образовательной деятельности через исследования. 30-40 процентов времени преподаватель будет работать в аудитории, а остальное - вместе со студентами и аспирантами - в новых исследовательских комплексах. Это повысит не только эффективность научного поиска, но и качество образования.
Что же касается забот о качестве повседневной жизни специалистов, то в исследовательском центре они тоже поднимаются на новый уровень. Не без гордости скажу, что СГАУ первым в России при поддержке федерального центра и областного правительства еще в декабре прошлого года ввел в строй социальное общежитие на 60 двухкомнатных квартир. В перспективе строительство еще одного такого дома. Только если мы будем всячески поддерживать молодые таланты, они придут в науку и на производство.