07.12.2009 00:23
Общество

Почему мы вручаем такие дорогие и настолько ненужные подарки?

Почему мы вручаем такие дорогие и настолько ненужные подарки?
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №233 (5057)
Читать на сайте RG.RU

Декабрь - месяц предвкушения новогодних праздников, в больших городах загорелись рекламные гирлянды на слишком ранних елках, а из последней зарплаты отложены деньги на подарки. Но такое ощущение, что Россия сегодня переживает кризис культуры подарков.

Вам давно дарили подарки, которые могут запомниться на всю жизнь? А подарки, от которых вы не знаете как избавиться? У кого из нас нет заветного шкафчика (антресольки), где спрятаны так и не распакованные презенты, которые мы когда-нибудь кому-нибудь с удовольствием передарим?!

Наш корреспондент попытался выяснить, кто и для чего тратит безумные средства на ненужные подарки. Почему в нашем обществе сложилась традиция передаривания? А главное, где и за какие деньги сегодня можно найти настоящий подарок.

Помните, как в "Служебном романе" общественница Шура радостно сообщала, что "приглядела бронзовую лошадь"? Я решила заглянуть в один из многочисленных магазинов подарков, чтобы узнать, что изменилось со времен эпохи "бронзовой лошади".

- Не хотите хороший кожаный альбом? - консультант делает ударение на слове "кожаный" и выкладывает на витрину мрачно-коричневый фотоальбом за 13 тысяч рублей из самой натуральной кожи.

Альбом я не хочу. Тащить тяжело.

- А статуэтки из Дании? Новейшая коллекция знаков Зодиака! - не сдается продавец. Фарфоровую голопопую девушку-Водолея я тоже не хочу.

- Ну тогда картины Swarovski! На стене будет смотреться солидно, презентабельно и красиво, - победно смотрит на меня девушка и демонстрирует мне Богородицу Казанскую в стразах, сверкающих "Девочку на шаре" и российский герб.

Вариантов множество. Магазин забит сувенирами, но выхожу с пустыми руками. На какого покупателя ориентируются эти магазины? Магазины подарков, от которых хотят избавиться. Приличный выход из положения нашел один губернатор, он придумал музей подарков прямо в здании администрации. Правда, долго ломал голову, где выделить для них столько места.

Писатель Александр Кабаков признается, что все подарки, которые ему дарили, были абсолютно никчемными. "Дарят обычно не то, что нужно, а то, что кто-то посчитал оригинальным", - говорит он.

Понятие об оригинальности у каждого свое. В одном из интернет-магазинов в качестве оригинального подарка мне предложили настольный прибор за 10 тысяч рублей "Молоток для совещаний" и - все те же картины Swarovski. Зачем, а главное, для чего мы это покупаем?

А вы заметили, что мы уже давным-давно не пишем поздравлений собственного сочинения? Покупаем на бегу открытку, где все за нас написано. Например: "Есть люди, у которых дар волшебный - уменье поддержать, помочь, понять... Кто может настроение поднять сердечным словом, теплотой душевной. Мне повезло - ты именно такая! Тебе всем сердцем счастья я желаю!" Сколько нас, "именно таких", получили такие поздравления? Ну а если официальный юбилей, то непременно солидный поздравительный адрес из кожи с золотыми буквами. Эти адреса потом, не читаясь, складываются прямо на полу, возле стола, достигая более метра в высоту. Один известный "вручант" рассказывал поучительную историю, когда в солидном адресе машинистки вместо "многоуважаемый" нечаянно набрали "многоувядаемый" и он оказался прочитанным.

А невыносимые юбилейные букеты для важных лиц?! Гро моздкие, бездушные, оттягивающие руки, которые не глядя запихнут в пластиковые ведра, заранее купленные по этому случаю, и в лучшем случае раздадут после в ближайшие детские сады. Один знаменитый писатель говорил, что никогда не забудет единственный робкий букет полевых васильков среди множества пафосных букетов.

Сам праздник - это и вовсе отдельная история. Как мы отмечаем юбилей? Стандартный сценарий, который варьируется от финансовых возможностей. Кто-то может позволить себе потратить миллион на "купеческой" по разгулу попойке, где ресторанные меню приносят обнаженные девушки. Кто-то удовольствуется приглашенными звездами и псевдозаморскими фокусниками, с непременными плясками на столах. Вы когда-нибудь бывали в Елабуге? Помните, как много храмов в этом старинном городе? Говорят, их строили купцы наутро после лихих кутежей. Вот если бы возродить традицию!

И все же сквозь моду на развязные корпоративы, дежурно-чинные юбилеи, бессмысленные и нелепые презенты начинает появляться совсем иная мода. Тонкая и милосердная. Когда юбиляру несут не сотни бездушных стандартных букетов и фарфоровых девушек, а игрушки, которые тут же отправляются в дома ребенка. Или памперсы.

Три благотворительных фонда "Детские сердца", "Дети Марии" и фонд "Здесь и сейчас" несколько лет назад придумали акцию "Сухая попа". Вместо того чтобы ужасаться от очередного репортажа из дома малютки, где оставленным родителями детям много чего не хватает, подарите именитому имениннику подгузники, которые он передаст организаторам акции и которые так пригодятся малышам.

- Эта акция у нас придумалась сама собой, из практической полевой работы, - рассказывает Татьяна Тульчинская, директор фонда помощи детям-сиротам "Здесь и сейчас". - Мы ездили по больницам, по домам ребенка, все видели своими глазами. Нам разрешали переодевать младенцев. Сначала мы шутили, не устроить ли нам праздник сухой попы, а потом решили на самом деле организовать такую акцию. Четыре года назад Москва и Московская область впервые собрали памперсы для детских домов, домов ребенка и больниц, где лежат дети-сироты. Было собрано более полутора тысяч упаковок подгузников. Людьми двигало простое человеческое чувство: жалость к тем, кого не целуют на ночь. И желание сделать их сон хотя бы на одну ночь сладким. К сожалению, собранные подгузники очень быстро заканчивались, и тогда мы объявляли новую акцию. Наши коллеги и друзья провели их в Новосибирске, Барнауле, Ижевске, Новгороде и других городах. А дальше акция стала жить своей жизнью, о многих мы узнаем уже после того, как они закончились.

Скоро Новый год. Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения поинтересовались у наших соотечественников, какие подарки они будут дарить на Новый год. Большинство россиян ответили просто - сувениры. Но, может, хватит? Может, вместо очередного никчемного подарка пришло время дарить настоящую радость? Может, лучше вспомнить то самое, ни с чем не сравнимое ощущение счастья от вечеров, когда всей семьей вы заворачивали в фольгу еловые шишки и вырезали из салфеток снежинки? Или как папа с мамой будили вас утром и просили заглянуть под елку, где лежал подарок от Деда Мороза, вы не верили, и вам показывали раскрытую форточку и следы от валенок? Помните ли вы это ощущение сказки? А когда вы последний раз дарили подарок и были счастливы? Лучше вернуться в детство и вернуть сказку. И подарить юбиляру акцию "Сухая попа". Удовольствие, не сравнимое ни с одной бронзовой лошадью.

мнение

Юрий Поляков, писатель:

- У нас сложилась целая культура ненужных подарков - люди их получают, а потом передаривают. У меня есть один приятель, высокопоставленный человек, который обязательно надписывает подарок: приклеивает бумажку и маркером пишет, когда и кто подарил. Потому что у него был случай, когда человек лет пять спустя получил свой же подарок. Если говорить о себе, то у меня скопилось столько кавказских кинжалов, что можно открывать лавку холодного оружия. Хотя я абсолютно мирный человек и не коллекционирую ничего подобного. Но все же есть подарок, который мне очень понравился: один очень хороший товарищ заказал художнику школы Глазунова мой портрет. Получился замечательно, в классических традициях, висит у меня в кабинете и с укором на меня смотрит.

Записала Елена Новоселова

Социология Праздники