08.12.2009 00:40
Власть

Правительство решило отказаться от деления доходов бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №234 (5058)
Читать на сайте RG.RU

Правительство решило отказаться от деления доходов федерального бюджета на нефтегазовые и не нефтегазовые. По крайней мере до тех пор, пока бюджет остается дефицитным.

Как говорится в пояснительной записке к правительственному законопроекту, внесенному в конце прошлой недели в Государственную Думу, "учитывая то, что в 2010-2012 годах сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, а также существенного снижения нефтегазовых доходов". Кроме того, предлагается временно приостановить отдельные нормы Бюджетного кодекса об объемах использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния "в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета". Правительство в ближайшие два-три года уже не будет обязано вместе с проектом бюджета вносить в Госдуму и расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов. Законопроект предусматривает, что в 2010-2012 годах объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, используемых для финансирования дефицита, утверждаются федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако особого закона для того, чтобы потратить в 2010 году запланированные на реализацию дополнительных мер по поддержке реального сектора экономики, рынка труда и социальной сферы 195 миллиардов рублей, уже не потребуется. Исполнительная власть по сути переходит в режим "ручного управления" этими средствами и вправе принимать собственные решения о том, куда в первую очередь их нужно направить. Кроме того, законопроектом предполагается для более равномерного исполнения регионами своих долговых обязательств перед федеральным бюджетом увеличить до пяти лет срок предоставления одного из видов бюджетных кредитов - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего назначения.

Между тем думский портфель в конце осенней сессии пополняется и законопроектами на другие темы. На днях на Охотном Ряду обсуждалось законодательное обеспечение приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

Главная дискуссия развернулась вокруг разработанного в Совете Федерации законопроекта, регулирующего проблемы российских приграничных территорий. К этим проблемам, по словам председателя комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, "нас призывает и принуждает обращаться сама география нашей страны". "Россия, как известно, имеет самую протяженную в мире государственную границу - 61 тысяча километров, и граничит с самым большим числом сопредельных государств. Их насчитывается 16. Понятно, что в этой ситуации необходимость принятия федерального закона, который бы регулировал эту сферу деятельности, причем регулировал бы на всех уровнях: федеральном, региональном, местном, не требует каких-то дополнительных оснований, она очевидна и актуальна", - заявил Косачев. И, как заметил глава профильного комитета, в этом законе требуется учитывать по максимуму интересы всех органов, всех уровней, которые вовлечены в приграничное сотрудничество. Закон должен стать "реальной работающей правовой основой, так нужной нам всем, и стране в целом, и жителям соответствующих регионов социально-экономической модернизации приграничных территорий".

Депутат Госдумы Руслан Кондратов, курирующий эту тему в думском комитете по международным делам, убежден, что закон "О приграничном сотрудничестве" - "это, пожалуй, сегодня самый необходимый инструмент, позволяющий решить многие вопросы, связанные с эффективным развитием приграничных территорий России", которые в большинстве своем не используют все плюсы своего приграничного положения. "По большому счету речь идет о развитии 39 регионов. И если мы создадим положительный вектор, мы сможем фактически поднять больше 40 процентов российской территории", - уточнил депутат. Впрочем, он согласен, что подготовленный сенаторами документ нуждается в модернизации. Так, по его мнению, в законе необходимы нормы, позволяющие регулировать трудовые потоки мигрантов на приграничных территориях. Необходимо четко установить в законе и порядок использования земель в приграничных зонах, в том числе для сельскохозяйственных нужд. Также должен быть прописан механизм взаимодействия с сопредельными государствами при возникновении чрезвычайных ситуаций в приграничных зонах. Должен быть четко проработан и порядок привлечения частного бизнеса в различные проекты, осуществляемые на приграничных территориях. По словам депутата, от западных регионов уже поступили предложения выделить приграничное сотрудничество в отдельный вид международного сотрудничества и упростить процедуры его сопровождения. Есть предложения и об упрощении визового режима на всех приграничных территориях. Руслан Кондратов также считает, что в законе необходимы нормы, направленные на создание максимально благоприятных условий для жителей приграничных территорий, в том числе в сфере торговли с приграничными территориями сопредельных государств. В связи с этим предлагается в законе определить понятие "жители приграничных территорий". Для компаний необходимо также описать все преимущества, которые получают участники внешнеэкономической деятельности, работающие в режиме приграничной торговли. Здесь же необходимо определить и режим контроля за движением товаров и услуг, поступающих из-за рубежа или поставляемых за рубеж.

Что касается полномочий региональных и местных властей, то, как пояснил Руслан Кондратов, депутаты считают, что закон должен четко определять все эти полномочия. При этом их полномочия по совершенствованию международных отношений должны быть расширены. Регионы и муниципалитеты на приграничных территориях должны получить право выступать с инициативой к правительству по заключению международных договоров в области приграничного сотрудничества. Такая процедура должна быть прописана в законе.

Сенаторы готовы вместе с депутатами модернизировать законопроект. По словам Кондратова, региональные депутаты, живущие в приграничье, также готовы включиться в работу над законом. Ждут только "первого посыла" от федеральных парламентариев. Но это уже задание на следующую сессию.

Госуправление Федеральный бюджет Госдума