Провинция Дарфур на западе страны давно стала кровоточащей раной Судана и головной болью международного сообщества.
В Северном Дарфуре побывала российская делегация во главе со спецпредставителем президента РФ по Судану Михаилом Маргеловым. Состоялись встречи с губернатором провинции и с высшими чинами YNAMID - совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре.
Накануне миссия понесла очередные потери: трое солдат были убиты недалеко от границы с Чадом. Всего с января 2008 года потери миротворцев достигли 19 человек. Миссия имеет годовой бюджет 1,6 миллиарда долларов и более 20 тысяч человек - в основном это солдаты и полицейские из африканских стран.
Кто убил троих руандийских миротворцев, неизвестно. Дарфурский конфликт начался в 2003 году. С тех пор насилие только нарастало. Столкновения правительственных войск с повстанцами, часто действующими с территории соседнего Чада, дополнились межплеменными стычками, рейдами проправительственных группировок и обычным бандитизмом.
Маргелов побывал в одном из лагерей беженцев Зам-Зам. Этому лагерю уже пять лет. Здесь родились и выросли многие тысячи детей, которые не знают никакой другой жизни, кроме этих глинобитных стен убогих хижин. 100 тысяч человек худо-бедно кормят и одевают, худо-бедно следят за их здоровьем, во всяком случае не допускают эпидемий. Для детей здесь создают хоть какое-то подобие учебы. Общение с местным населением минимальное, работу и заработки в округе имеют лишь немногие.
По оценкам ООН, в Дарфуре с начала конфликта погибли от насилия и болезней около 300 тысяч человек. Суданское правительство приводит другую цифру - 10 тысяч человек. Однако на Западе склонны говорить о сотнях тысяч и чуть ли не о геноциде дарфурского населения. Международный уголовный суд в Гааге даже завел дело на суданского президента Омара аль-Башира. Африканцы, которые лучше других понимают запутанность и сложность своих конфликтов, призывают высокий суд отказаться от обвинений в адрес аль-Башира и исходить из интересов "мира, справедливости и примирения". Об этом заявили лидеры стран - членов Африканского союза на недавней встрече в Нигерии. И предложили создать для расследования преступлений в Дарфуре специальный смешанный суданско-международный суд. Это был бы первый такой суд в истории не только Судана, но и всей Африки.
На встрече с российской делегацией губернатор Северного Дарфура Осман Юсуф Кибир уверенно говорил о том, что ситуация в провинции хотя не так быстро, но нормализуется. "Прежде мы думали только о безопасности, а теперь все больше - о развитии", - сказал губернатор. По его словам, десятки тысяч беженцев уже покинули лагеря и вернулись в свои деревни. Вдвое увеличилась по сравнению с прошлым годом площадь распаханных земель. Успешно прошла перепись населения и регистрация избирателей перед предстоящими в будущем году выборами. Растет товарооборот с другими провинциями Судана и т.д.
Наверное, губернаторский оптимизм имеет некоторые основания. Что же касается дурного имиджа суданского правительства, то Кибир относит его за счет "необъективного и несбалансированного" освещения ситуации западными СМИ.
Когда верстался номер, YNAMID сообщила, что убиты еще пятеро миротворцев. На этот раз уже не на границе, а совсем недалеко от лагеря Зам-Зам.