08.12.2009 00:20
Культура

Россияне стали чаще ходить в кинотеатры и оставлять больше денег в кассах

Россияне стали чаще ходить в кинотеатры и оставлять больше денег в кассах
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №47 (731)
Читать на сайте RG.RU

4 декабря представители российского кинобизнеса собрались в Москве на конференцию, чтобы подвести предварительные итоги года. Вопреки прогнозам и ощущениям статистика показывает по некоторым показателям улучшение ситуации в отечественной киноиндустрии. Валовые сборы по сравнению с девятью месяцами 2008 года выросли на 18,5%, до 17,3 млрд рублей. Прирост посещений кинотеатров составил 17%. При этом средняя стоимость билета оставалась стабильной - в среднем 160 рублей. Правда, доля кассовых сборов отечественных картин постепенно снижается с 44% в первом квартале до 31% во втором и 24% в третьем, в то время как доля по количеству фильмов остается стабильной - в среднем 20%.

Отрадно, что в прокат вышли такие кассовые отечественные картины, как "Каникулы строгого режима", собравшие 550 млн рублей, и "Невеста любой ценой" - 128 млн рублей. Это, конечно, не голливудские сборы, но для нашего кино вполне хорошие. Впрочем, наше кино и не стремится сравняться с американским. По словам продюсера телекомпании СТС Александра Роднянского, российские кинематографисты делают фильмы, которые в конечном счете не обязаны сегодня или завтра себя окупать. Они мечтают делать картины, которые живут достаточно долго. И многие из наших зрителей назовут фильмы, которые любят уже 20-40 лет.

Но сегодня в российском прокате лидируют американские картины, которые собрали 12,6 млрд рублей, наши на втором месте - 4,2 млрд, а на третье место неожиданно вышли британцы - 1,7 млрд, обогнав такие кинематографические державы, как Франция и Италия, чьи фильмы всегда были популярны и любимы российской публикой. В десятке самых успешных фильмов только четыре российских, хотя Россия вошла в пятерку государств, где выпускается ежегодно больше всего игровых фильмов.

По мнению киноведа Даниила Дондурея, за последние десять лет российская кинематография сделала колоссальный шаг вперед. В 1996-1997 годах прокат собирал всего 20-30 млн долларов, включая американские фильмы, которые составляли тогда 90% рынка. Сейчас сборы достигают 820 миллионов, то есть рынок вырос в 25 раз. Российские фильмы собирают 230 млн долларов, то есть в сто раз больше.

Во многом успехи отечественной киноиндустрии обусловлены государственной поддержкой. В следующем году объем господдержки киноиндустрии вырастет почти вдвое и составит 4,9 млрд руб. Согласно новой схеме финансирования, озвученной ранее минкультуры, планируется, что средства на производство фильмов будут выделяться через федеральный фонд поддержки отечественного кинематографа, руководство которого будет утверждать правительство. Также изменится и схема распределения средств: от модели финансирования конкретных проектов планируется переход к финансированию отдельных компаний, так называемых лидеров рынка. В минкультуры подчеркнули, что новая схема рассчитана на механизм возврата вложенных государством средств пропорционально принесенной прибыли. Кроме того, по результатам деятельности в 2010 году каждой продюсерской компании будет присваиваться так называемый коэффициент полезного действия, согласно которому в 2011 году будут распределяться госсредства.

Помимо господдержки есть и другие факторы, которые позволяют надеяться на дальнейший рост отечественной киноиндустрии. Анализ рынка услуг для кино, проведенный экспертами портала "ПрофиСинема", показывает, что кризис оказался даже полезен для российского кино.

В среднем аренда павильонов стоит сейчас на 35-40% дешевле, чем до кризиса. Владельцы павильонов, которые могут предоставлять скидки, стараются вписаться в бюджет заказчика, найти общий язык с клиентами в пределах тех цен, которые могут их устроить. Некоторые компании предоставляют дополнительные услуги: бесплатную доставку оборудования от склада до павильона, бесплатное использование гримерных и костюмерных комнат. Стоимость расходов на электроэнергию нередко стала сразу входить в сумму, оплаченную за аренду павильона. Среди мер, предпринимаемых для повышения лояльности клиентов, значатся скидки на осветительное оборудование и костюмы.

Компании, сдающие в аренду технику и специальное оборудование для съемок, также снизили стоимость услуг. В некоторых случаях цены упали до уровня 2005 года. В процентном соотношении скидки разнятся: где-то они составляют 25-30%, где-то постоянные клиенты платят половину от прежней стоимости. Есть компании, которые предоставляют скидки до 70%.

Не столь оптимистично для производителей кино складывается ситуация на кадровом рынке. Требования актеров высшего уровня к гонорарам изменились мало. Агенты и кастинг-директоры жалуются на отсутствие качественной работы для актеров. Из-за низких гонораров, вписанных в бюджет картины, они вынуждены чаще всего предоставлять студентов и неопытных новичков. Эти кадры готовы сниматься за любые деньги, профессионалы же предпочитают подождать высоких гонораров либо невероятно привлекательных и перспективных проектов.

Говоря о киноиндустрии, нельзя не коснуться проката. Предел развития рынка проката, по мнению экспертов Национальной ассоциации кинотеатров, в России пока не достигнут. По кассовым сборам возможности также имеются, как с точки зрения привлечения зрителей за счет расширения кинотеатральной сети, так и за счет привлечения старшей зрительской аудитории. Возможность увеличения кассовых сборов как минимум на треть за счет внутренних ресурсов (т.е. без выхода на международный рынок) может быть определена исходя из доли кассовых сборов в доходах страны. Доля кассовых сборов в ВВП в России на данный момент составляет 0,06% от ВВП. Она постепенно приближается к уровню США, где доходы от кинопроката составляют 0,08% ВВП.

Кино и ТВ