08.12.2009 00:42
Экономика

Владимирские депутаты нашли способ повысить активность собственников жилья

Владимирские депутаты нашли способ повысить активность собственников жилья
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5058)
Читать на сайте RG.RU

Управляющим компаниям Владимира предложили отчитываться перед жильцами о затраченных средствах по единому образцу.

Годовая экономия квартплаты в доме N 74 на улице Мира составила 104 тысячи рублей. Сумма немалая, если учесть, что в среднем его содержание обходится жильцам в 50 тысяч рублей каждый месяц.

- Если бы не постоянный контроль с нашей стороны, все было бы шито-крыто, - говорит председатель домкома Валентина Скворцова. - Согласно новому Жилищному кодексу, управляющая компания должна отчитываться перед жителями один раз в год. Но наш дом старый, с 1959 года, требует особого внимания. Поэтому мы на собрании собственников приняли устав, по которому перед нами должны отчитываться раз в квартал. Следили за перечнем работ и расценками, подписывали наряды, заставили снимать копии с документов.

Например, когда жители четыре месяца сами убирали двор, Валентина Скворцова не позволяла начислять зарплату дворнику. А после ремонта упавшего крыльца подъезда N 6 получила счет на 59 тысяч рублей, собрала комиссию и доказала, что в нем больше приписок, чем самой работы.

На сэкономленные средства председатель планировала устроить парковку машин во дворе. Но обещания директора управляющей компании вернуть деньги так и остались обещаниями. Теперь Валентина Скворцова собирается подавать на частников в суд...

К сожалению, таких активных людей среди собственников жилья единицы. Казалось бы, с появлением частных компаний отношения в жилищно-коммунальной сфере должны были измениться кардинально. Но многие муниципальные жилконторы, которые теперь изменили статус и управляют большинством домов областного центра, продолжают строить свои отношения по старинке - только собирают квартплату.

Люди же, вместо того чтобы уволить нерадивых управленцев, живущих на их деньги, продолжают жаловаться в вышестоящие инстанции. Только за этот год в жилищную инспекцию Владимирской области, по данным ее руководителя Владимира Козырева, поступило более пятисот обращений. В основном граждане недовольны качеством содержания жилья. Одни компании плохо выполняют ремонт, ссылаясь на ограниченность средств, у других - монополистов - вообще нет времени для общения с потребителями.

Очевидно, многие граждане плохо знают положения Жилищного кодекса. По этой причине и не подозревают, что, согласно статье 162 ЖК РФ, "управляющая организация ежегодно в течение 1-го квартала текущего года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год".

Ни муниципалитет, ни горсовет не влияют на отношения собственников и управляющей компании

- Мобильный телефон покупают за 3-5 тысяч рублей, к нему прилагается книжечка - и ее изучают, - констатирует ведущий специалист областного департамента ЖКХ Владимир Шумов. - А квартира стоит миллион. Так неужели трудно за 20 рублей купить Жилищный кодекс и прочитать хотя бы те статьи, которые непосредственно касаются жителей?

- Главная проблема - невовлеченность граждан в управление своим имуществом, - считает заместитель председателя комитета по жизнеобеспечению Владимирского горсовета Владимир Мартынов. - Самые распространенные вопросы: как вернуть деньги, если управляющая компания ничего не делает? Приходится объяснять, что ни муниципалитет, ни горсовет не влияют на отношения собственников и компании. Все регулируется с помощью договора с управляющей компанией. И через год управленцы должны представить жителям отчет, где четко прописано, на что потрачены деньги.

Недавно депутат проанализировал ситуацию в двух абсолютно одинаковых домах с различной формой управления - УК и ТСЖ. Как выяснилось, товарищество на содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме собирает 90 тысяч рублей в месяц. И его работой жители довольны. А в доме, в котором орудуют частники от жилкомхоза, люди платят за обслуживание в два раза больше. Но при этом не могут добиться ремонта подъезда, где полгода назад произошел пожар. Более того, им не предоставляют отчет о том, какие работы в их доме произведены и сколько денег на них затрачено.

По данным горсовета, большинство управляющих организаций нарушают законодательство, не отчитываясь перед собственниками помещений в многоквартирных домах, которыми управляют. Лишь три из 22 городских компаний делают это на собраниях жильцов. Некоторые ограничиваются статистическими справками на подъездах или в почтовых ящиках. Другие отчитываются настолько витиевато, что лишают собственников возможности связать плановый и фактический набор работ и услуг, их периодичность, объем и качество - с суммами, которые они регулярно перечисляют управляющей организации.

Теперь владимирские депутаты решили ввести для всех городских управляющих компаний единую подробную форму отчета, состоящую из нескольких десятков пунктов. Как полагают народные избранники, она позволит потребителям услуг понимать, на что именно потрачены деньги, сравнить эффективность работы своей компании с соседней, обмениваться информацией и таким образом активнее влиять на деятельность УК.

Однако далеко не все бизнесмены от ЖКХ восприняли эту инициативу с восторгом. Одни сетовали на то, что очень сложно сподвигнуть жильцов на собрание, но по желанию каждый из них может получить у них расширенные данные. Другие ссылались на дополнительные объемы работы и бумаги, что неминуемо отразится на росте тарифов.

Тем не менее "Положение о предоставлении управляющими организациями отчетов собственникам помещений многоквартирных домов в г. Владимире о выполнении договоров управления за предыдущий год" утверждено. В нем УК должна указать подробные сведения о конкретном доме, включая степень износа, год последнего капремонта, площади жилых и нежилых помещений, земельного участка и даже лестниц, лифтов, чердаков, подвалов. Затем так же подробно - техническое состояние дома (фундамента, кровли, стен, окон, дверей) и внутридомовых инженерных коммуникаций с указанием процента износа.

Как надеются разработчики, благодаря новой форме отчета собственники наконец смогут узнать, что входит в понятие "плата за жилое помещение". А здесь 13 пунктов, в числе которых технический и капитальный ремонт, содержание придомовой территории и самой управляющей организации, сбор и вывоз ТБО. Многие выяснят, что, собирая деньги на уборщицу для своего подъезда, они два раза платят за одно и то же.

В графе о затратах на содержание и текущий ремонт дома управляющая компания должна сообщить, сколько денег она собрала за год с жильцов, сколько получила из бюджета в качестве компенсации льгот и на какую сумму выполнила различные работы. Особое внимание предлагается обратить также на графу "содержание управляющей организации", то есть зарплаты сотрудников УК, особенно начальника и его замов. Чтобы не получилось, что они назначили себе жалование, сопоставимое с окладом премьер-министра.

Комментарий

Сергей Кругликов, председатель Совета народных депутатов города Владимира:

- К сожалению, в Жилищном кодексе четко сказано, что во взаимоотношениях между собственниками квартир и управляющей компанией нет места ни администрации, ни горсовету. Типовая форма отчета для УК носит лишь рекомендательный характер и, чтобы добиться прозрачности в этой сфере, требуются изменения в законе. Но мы не намерены отступать, даже если проект решения опротестует прокуратура. Чем больше собственников будет знать о типовой форме отчета, тем больше будут требовать ее от своих управленцев. И цель, таким образом, будет достигнута. А следующий шаг - разработка единой для всех УК формы договора с подрядными организациями.

ЖКХ Владимир Центральная Россия