В столичной школе-интернате N 17 ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий провел открытый урок.
- Мы бы хотели, чтобы ректоры высших учебных заведений приезжали в интернаты, корекционные школы и читали там лекции, - сказал Виктор Садовничий. - Перед ребятами уже выступили сотрудники Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, Сочинского морского института, Новосибирского государственного технического университета, Южного федерального университета. Темы самые разные: от тайн океана и истории блокады Ленинграда до искусства раскрытия преступлений.
Лекция математика Садовничего, естественно, была посвящена "царице наук" и ее основателям и последователям - Эвклиду, Пифагору, Лобачевскому, Келдышу, Боголюбову, Колмогорову...
- Мы считаем, что долг университетов помогать таким ребятам, дать почувствовать: и их таланты могут быть замечены и раскрыты, - отметил Виктор Садовничий. - Может, кто-то после таких встреч по-серьезному заинтересуется наукой.
Подобные встречи ректоров вузов со школьниками планируется проводить каждый месяц.
- Сегодняшняя встреча с Виктором Садовничим - "маячок" для остальных учебных заведений и профессуры, чтобы обратили внимание на коррекционные учреждения и их воспитанников и дали возможность не только узнать что-то новое, но и лично пообщаться с учеными, - считает директор школы-интерната N 17, где учатся ребята с нарушениями опорно-двигательной системы, Тамара Игнатенко.
А сами ребята после лекции делились впечатлениями.
- Я человек очень любознательный, мне интересно узнавать, как развивается страна, наука, - говорит восьмиклассница Таня. - Очень люблю алгебру, люблю решать уравнения. Мне очень понравилось.
Оказывается, она и по русскому языку - в отличницах, участвовала в школьной олимпиаде по истории. А рядом уже стоит десятиклассник Андрей:
- Виктор Антонович рассказал о многих известных ученых, я о них, конечно, слышал, но не так подробно, - делится он. - Мне еще два года тут учиться, но, кажется, я уже знаю, чем хочу заниматься в будущем.
А вот Полина Ермолаева не очень дружит с математикой - алгебра дается с трудом. Но от лекции тоже в восторге.
- Все говорят - у тебя дет ский церебральный паралич, тебе нужна сидячая работа, - делится девочка. - А я хочу в журналисты. Пишу уже в школьную газету.
Одновременно с лекторием специалисты разработали рекомендации по созданию условий для полноценного участия школьников-инвалидов в предметных олимпиадах.
- Нашим детям нужны особые условия, "безбарьерная" среда - специально оборудованные аудитории, туалетные комнаты, пандусы, лифты, специальные столы для "колясочников", видео увеличители для слабовидящих, - говорит Тамара Игнатенко.
Все эти требования учтены в рекомендациях, которые в ближайшее время будут предложены в качестве поправок в законодательство о школьных олимпиадах.
Между тем
В МГТУ им. Баумана 75 лет назад организовали учебную группу из 11 студентов-инвалидов по слуху. За эти годы вуз не только подготовил сотни специалистов, но и накопил уникальный опыт высшего образования людей с ограниченными возможностями.