08.12.2009 00:09
Власть

Депутаты предлагают расширить полномочия прокуроров в арбитражном процессе

Полномочия государственных обвинителей расширят
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №47 (731)
Читать на сайте RG.RU

Группа депутатов Госдумы вынесла на обсуждение парламентариев новые поправки в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК). Данные законодательные инициативы предлагают расширить полномочия прокуроров в арбитражном процессе. В частности, предлагается вернуть прокурору право оспаривания противоправных сделок. Как утверждают авторы данных законодательных инициатив, сегодня информацию о таких сделках прокурор получает при расследовании уголовных дел, но реальных мер к их оспариванию принять не может, поскольку сторонами подобных сделок, как правило, выступают только коммерческие организации. Также предлагается восстановить прокурору полномочия, дающие ему возможность принятия участия в рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве).

По мнению Дмитрия Чернякова, адвоката, партнера коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", реальная цель законопроекта - дать возможность прокурору оспаривать сделки между коммерческими организациями, в которых нет никакой доли участия государства либо муниципального образования. "Однако гражданско-правовые отношения тем и отличаются, что их участники осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, и если кто-то сам не хочет оспаривать совершенную им же сделку, его нельзя к этому принудить и тем более подменять его волю", - отметил эксперт.

Как рассказал "РБГ" Филипп Штивельберг, партнер, адвокат, глава офиса Incor Alliance Law Office в Екатеринбурге, основной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита публично-правовых интересов. При этом следует учитывать, что арбитражный процесс регламентирует отношения между участниками гражданского оборота, которые действуют своей волей и в своем интересе, осуществляют свои права по своему усмотрению. В гражданском обороте государство выступает как рядовой участник, не имеющий преимуществ по сравнению с другими субъектами. Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе возможно лишь в тех случаях, когда в споре имеется материально-правовое притязание публичной власти. "Полагаем, что любое участие прокуратуры в гражданских правоотношениях должно рассматриваться через призму государственных интересов. И даже в этом случае, на наш взгляд, прокурор в каждом конкретном случае должен доказать, в чем конкретно выразилось нарушение публичных интересов, послужившее основанием для участия в судебном процессе. Если речь идет о спорах между отдельными юридическими лицами, указанные лица должны сами защищать свои интересы, не прибегая к механизмам государственной защиты".

В свою очередь, Семен Макаров, юрист юридического бюро "Падва и Эпштейн", отметил, что снятие ограничений на предъявление прокурором в арбитражный суд исков, даже исключительно в защиту интересов публично-властных образований, неизбежно приведет к нарушению основополагающего принципа состязательности. Кроме того, это может привести к возникновению дополнительной неоправданной возможности лоббирования интересов отдельных субъектов предпринимательства посредством такой мощной и влиятельной структуры, как прокуратура, отметил эксперт.

Есть и другое мнение. "На мой взгляд, возвращение прокуратуре таких полномочий правильный путь: эта мера поможет бороться с отмыванием денег, добытых преступным путем, рейдерскими захватами, сокрытием имущества от налогов и т.д., - говорит Елена Полеонова, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Однако внесения изменений в АПК РФ мало. Опыт последних десятилетий показывает, что правоохранительные органы, имея широкие полномочиями в этой сфере, далеко не всегда эффективно их используют - даже в случаях настойчивых обращений заинтересованных лиц. Борьба с правонарушениями и защита законных интересов должны из слов превратиться в реальность, то есть стать системой действенных мер, в которой не место волоките и необоснованным решениям госчиновников".

Госуправление Судебная система Госдума