08.12.2009 00:45
Экономика

Иномарки в страны Таможенного союза будут ввозить по российским правилам

По российским правилам будут ввозить иномарки в страны Таможенного союза
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №234 (5058)
Читать на сайте RG.RU

С Нового года провозить валюту, автомобили, ювелирные украшения, спиртное и табак через таможню физические лица смогут по прежним правилам Таможенного кодекса РФ. А вот с 1 июня 2010 года граждан ждут изменения.

Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов поспешил вчера успокоить корреспондента "РГ": "Никакой дискриминации в связи с началом деятельности Таможенного союза трех государств - России, Казахстана, Белоруссии - не будет". Об этом он сообщил после окончания Международной конференции "Таможенный союз. Диалог бизнеса и власти".

Впрочем, что будет дальше, когда с 1 июня 2010 года взамен российского Таможенного кодекса вступит в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза, он попытался ответить в процессе самой конференции. На ней глава ФТС впервые публично прояснил многочисленные и практические проблемы вхождения российской таможни в Союз. Но начал Бельянинов с парадоксальных итогов кризисного года. "Ввоз импортных товаров в Россию упал на 50 процентов, а пошлины собрали на 25 процентов больше", - поделился новостью, свидетельствующей о жестких административных мерах таможни Бельянинов. В бюджет уже перечислено 3 трлн 330 млрд рублей. По сути, это годовой план. Главный таможенник страны фискальными результатами доволен. Но вот о том, что будет буквально через несколько дней, с 1 января на территории Таможенного союза, предпочел не распространяться. И судя по всему, сам очень волнуется.

- Таможенный союз - серьезное экономическое образование на карте мира. Гигантские рынки с гигантскими финансами, - заметил он. Но вопросов, однако, по его словам, больше, чем ответов. Не ясно, к примеру, как будут зачислять таможенные платежи в бюджеты трех разных государств - по каким счетам и каналам проходить? По словам Бельянинова, таможенники ждут, что схемы распределения финансовых потоков разъяснит минфин. Поэтому важно, считает глава ФТС, как будут оборудованы границы. Наиболее оголенные участки, угрожающие экономической безопасности единого союзного пространства, - на казахстанском направлении. Глава ФТС не исключает, что для обустройства проблемных участков общей таможенной границы понадобится федеральная целевая программа сразу на три государства и на три границы. Ее примерная стоимость - 70 млрд рублей. При этом без тесного партнерства с бизнесом государствам эту задачу не потянуть. Бельянинов привел в пример современный пункт пропуска Козловичи на Белорусском направлении, оборудованный по последнему слову техники за счет бюджета Союзного государства. Аналогичные пункты должны появиться и в Казахстане.

Во избежание бюрократических и конфликтных ситуаций на территории нового Таможенного союза Бельянинов предложил создать совместную коллегию из руководителей трех таможенных служб. Как позже пояснил он журналистам, политическое решение по этому поводу уже есть. Сразу после новогодних праздников коллегия приступит к работе.

Обозначив общие горячие точки процесса рождения нового Таможенного союза, Бельянинов ответил и на ряд горячих вопросов, интересующих бизнес. Один из них звучал очень болезненно. Почему для российских таможенных брокеров (посредников, помогающих компаниям доставлять и оформлять товары) в Таможенном союзе установлен входной билет в этот бизнес в один миллион евро, а для белорусских и казахстанских коллег это вхождение носит уведомительный и бесплатный характер?

В ответ Бельянинов подчеркнул, что сумма в один миллион евро будет одинаковой для таможенных посредников всех трех государств. Что касается "непосильной суммы" в один миллион евро, то, по словам главы ФТС, таможенные брокеры, оптимизируя затраты своих клиентов, все чаще в последнее время выходили за грань таможенных правонарушений. Именно по их вине нарастало количество нарушений.

- Поэтому я - сторонник жестких финансовых гарантий. А на территории огромного таможенного пространства они будут тем более кстати, - прокомментировал Бельянинов.

На вопрос, что будет с Таможенным кодексом РФ после 1 июня 2010 года, ответил зампредседателя Комитета по бюджету и налогам, председатель подкомитета по таможенному регулированию Госдумы Александр Коган. Вместо главного таможенного документа в России появится либо закон о таможенном регулировании, либо закон о таможенных органах. Не исключено также, что работу отечественных таможенников будет регулировать закон об антикриминализации таможенных проверок. Аналогичный законопроект в Госдуме сейчас обсуждают относительно налоговых проверок.

ВЭД Таможенный союз (ТС)