Реабилитировать сухое молоко как сырье для пищевой промышленности и хлор как средство обработки куриных тушек, а также оттянуть на неопределенный срок запрет на безграничное количество ледяной глазури на рыбе попытались вчера некоторые эксперты на очередном заседании комиссии по АПК Российского союза промышленников и предпринимателей.
В центре внимания комиссии на сей раз оказались вопросы технического регулирования и снижения административных барьеров в агропромышленной сфере. После того как президент Дмитрий Медведев признал деятельность по созданию системы технического регулирования неудачной, с критикой в ее адрес выступили представители уже нескольких отраслей экономики. У представителей АПК, на долю которых приходится 7 из 10 принятых технических регламентов, накопилось больше "стрел", чем у других.
"Последнее слово при принятии решений все равно остается не за законом, а за регулирующими органами", - заявил председатель комиссии Иван Оболенцев, открывая дискуссию. А представитель Ростехрегулирования Ольга Костылева задала залу вопрос: "Какие административные барьеры устранили технические регламенты?" И тут же сама ответила: "Никакие".
Технические регламенты должны были заменить собой ГОСТы, давно уже признанные необязательными для исполнения. Их по закону о техническому регулированию нужно принять сотни, и время, отпущенное на эту работу, вскоре истекает. Но многие даже не разрабатываются. А если разрабатываются, то не принимаются. А если принимаются, то не исполняются. А если исполняются, то приносят вред бизнесу и потребителям. Во всяком случае, по мнению Ивана Оболенцева, в тех сферах, где технические регламенты уже приняты, бизнесу стало сложнее, а цены сделали скачок вверх.
Власть видит выход из создавшегося провального положения в том, чтобы использовать в России готовые техрегламенты наших партнеров по Таможенному союзу - Казахстана и Белоруссии, а также Евросоюза. Об этом накануне заявил помощник президента Аркадий Дворкович. Но при этом зампредседателя комитета РСПП по техрегулированию Андрей Лоцманов заявил, что для того, чтобы адаптировать заграничные законы к нашим условиям (или условия - к чужим законам), понадобится не менее 1,5 - 2 лет. И привел в пример Польшу и Болгарию, предприятия которых после перехода на европейские нормы не выдержали конкуренции и стали собственностью транснациональных корпораций.
При этом он заметил, что ни в одном российском законодательном акте ничего не сказано об ответственности за неисполнение технических регламентов. По его мнению, в том числе и поэтому технический регламент на соки исполняется не больше, чем на 5 процентов. И ни на одном прилавке невозможно увидеть "молочный напиток" - так, по принятому техрегламенту, должно называться то, что готовят с использованием сухого молока.
Это заявление заставило буквально взвиться исполнительного директора Союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова. Он придал остракизму сам термин "молочный напиток", поскольку везде в мире используется иной - "молоко восстановленное". По его мнению, из-за техрегламента на молоко производство сухого молока в нашей стране сократилось на 50 процентов, сухого обезжиренного молока - на 30 процентов, а из-за этого - и производство сливочного масла - на 10 процентов. Этим летом не работали 40 из 70 сушильных заводов, в результате чего 1,5 миллиона тонн молока-сырья "вылилось" на рынок. А это, в свою очередь, привело к еще большему снижению цен. Кстати, по его данным, в это время они в России были выше, чем в Европе, Америке и Новой Зеландии. Они выше и сейчас, а сухое молоко в дефиците. И в результате цены на готовое молоко, по мнению Владимира Лабинова, неминуемо вырастут.
Схватка состоялась и по другому вопросу - о допустимости использования хлора при обработке куриных тушек. Роспотребнадзор запретил его в концентрациях, больших, чем в водопроводной воде. И эта норма была включена в подготовленный, но еще не принятый техрегламент на мясо птицы. Так же, как и ограничение на "лишнюю" воду в мясе птицы на уровне европейских норм - 5,1 процента.
Профессор Московского государственного аграрно-инженерного университета Павел Сорокин рассказал, что европейцы, которые производят не больше 13 процентов мировых объемов мяса птицы, действительно, отказались от обработки кур хлором. А вот в США оно обязательно, и в Бразилии - не запрещено. Эти две страны лидируют в мясном птицеводстве. Павел Сорокин предложил не запрещать хлор в технологии, а определять его концентрацию в готовой продукции. Кроме того, он подверг сомнению возможность исполнения нормы по лишней воде даже на лучших отечественных куриных бойнях. Ему возразила Галина Бобылева, генеральный директор "Росптицесоюза". Она уверена, что "ловить" хлор на подходах к прилавку - сложное и почти невыполнимое в наших условиях дело. А против воды в курятине она (и техрегламент) возражений не имеет, но с одной оговоркой - "водянистый" продукт должен называться не "мясо птицы", а "кулинарное изделие".
Подоплека у этого спора такова: если техрегламент будет принят в его сегодняшнем виде - с запретом хлора и лишней воды - многие зарубежные поставщики потеряют наш рынок. Это, конечно, создаст определенные проблемы для потребителей. Хотя отечественные птицеводы утверждают, что готовы заместить хоть весь импорт курятины. Но вот для импортеров, которые еще не вложили деньги в производство на территории России, наступят далеко не самые лучшие дни. Отсюда и острота полемики.
Свои "три копейки" вставили в дискуссию и рыбаки устами президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева. Технический регламент на рыбу был принят Госдумой в первом чтении еще в январе прошлого года. Но затем по требованию рыбного бизнеса был "снят с дистанции" - для того, чтобы сделать его еще лучше. По словам Германа Зверева, частично это удалось. Но у минтайщиков еще остаются претензии к этому документу. Поэтому его нужно, по их мнению, дорабатывать и дальше.
Правда, в течение всего этого времени сохраняется законная возможность намораживать в Китае на филе минтая бесконечное количество воды - до 50 процентов массы. И поставлять в Россию. Техрегламент же ограничивает количество глазури 4 процентами массы. Может, именно в этом и кроется причина несчастливой судьбы документа.
В общем, обсуждение в РСПП еще раз продемонстрировало колоссальное количество противоречивых интересов, сосредоточенных вокруг буквально каждого продукта питания. И неготовность отдельных групп внутри бизнеса договариваться друг с другом так, чтобы и они работали нормально, и потребитель не был обижен, и власть чувствовала, что она - власть. Поэтому идея использовать у нас нормы технического регулирования Евросоюза кажется очень целебной. По ним мало какой рыбацкий пароход сможет выйти на промысел, трудно придется и многим колбасникам, и многим молочникам (особенно тем, кто подмешивает в якобы молочные продукты пальмовое масло), и многим импортерам. Туго придется и потребителям. Может, когда эта общая "беда" станет ближе к реальности, бизнес найдет в себе силы договориться?