Совсем скоро одна из долгожительниц Югры - хантыйка Мария Сенгепова узнает, когда родилась и получит удостоверение личности.
Родителей Мария лишилась еще в младенчестве и вместе с младшим братом воспитывалась у чужих людей. Ханты тогда обходились без календарей, а детям, когда те начинали задавать вопросы, отвечали: "Ты появился на свет, когда ворона прилетела". Или : "Когда медведь в берлогу залег".
Метрики, как и постоянного удостоверения личности, у Марии Ивановны никогда не было. По свидетельству родственников и знакомых родилась в 1915-м или 1916 году. Точнее сказать некому - с собственной семьей у Сенгеповой не заладилось: первый муж утонул, второго она намного пережила. Оставшись одна, Мария освоила сугубо мужские профессии: добывала рыбу, дичь, ходила на медведя, заправски водила снегоход и при этом славилась как искусная вышивальщица. Но главная работа - сызмальства до глубокой старости - пасти оленей. Когда-то Мария управлялась со стадом в триста голов, кочевала с ним в сотнях километрах от родового угодья. Когда уж тут заниматься оформлением документов?
Она бы ни за что не ушла из тайги, да родственники настояли: здоровье стало подводить. Сейчас старушка живет у племянницы Надежды Даниловны в поселке Сытомино. Пенсию по старости Мария Ивановна до последнего времени получала по временному удостоверению, спокойно обходясь без главного документа. Однако чиновники поставили вопрос ребром. Только как определить, сколько же Сенгеповой на самом деле лет? Ведь на основании чьих-то слов паспорт не выдадут.
- Выход тут один: судебно-медицинская экспертиза определяет биологический возраст, а суд, выслушав свидетелей, выносит решение о восстановлении факта регистрации рождения, - говорит старший помощник прокурора Сургутского района Наталья Бехтина.
Для исполнения всех этих процедур Марии Ивановне надо ехать в Сургут. До него 200 километров.
- Как только ледовую переправу через Обь сделают, сразу садимся в машину, - говорит Надежда Даниловна. - Мне, похоже, придется быть переводчиком: тетя русский совсем не понимает, да еще и неграмотна, подпись ставит крестиком.
Для малочисленных хантов возраст за 90 считается более чем почтенным. Но племянница бабушки Марии пожимает плечами:
- А у нас старик Возямов дожил до 120 лет, а жена его - до 114. В прошлом году, слышала, в поселке Русскинские поздравляли со столетием Марию Покачеву. Она тоже со стойбища, с оленями не расстается, охотница. И на угодьях, говорят, есть еще одна беспаспортная бабушка. Вы проверьте...
Справка "РГ"
Всего в РФ проживает около 29 тысяч ханты, 90 процентов из них - лица трудоспособного возраста, дети и подростки. По данным правительства Югры, за двадцать последних лет благодаря резкому увеличению числа смешанных браков и программе предоставления льгот коренным малочисленным народам Севера численность ханты и манси выросла наполовину.