Недавно на востоке Москвы с грохотом ушел под землю кусок проезжей части.
На новостных лентах описание ЧП началось со стандартной фразы: очередной провал.
Подземная парковка
Такие "черные дыры" в городе возникают регулярно, поглощая людей, машины, уличные фонари и детские площадки.
Ноябрьский провал грунта на проспекте Буденного - один из бесконечной череды такого рода ЧП, причем из разряда относительно "безобидных". Незадолго до него, 20 ноября, в Крылатском образовалась куда более внушительная яма: 2 метра в глубину и 3 на 5 метров размером. Но в Крылатском отделались легким испугом. А вот когда "в преисподнюю" ушла часть улицы Куусинена, то под землей оказался "ВАЗ-2104". Дело было вечером, водителя в машине не было. Интересно, что "четверка" переместилась на стихийную подземную парковку с законной наземной.
Провалы возникают в самых неожиданных местах города, причем рискуют жители как спальных пригородов, так и элитных районов. Случаются ЧП и рядом с Кремлем, как-то грунт "поплыл" буквально в нескольких метрах от Большого театра. При провале асфальта на западе Москвы чудом уцелел памятник чемпиону мира по вольной борьбе Ивану Ярыгину.
В прошлом году мчавшаяся на пожар автоцистерна на улице Генерала Глаголева провалилась во внезапно образовавшуюся яму, размером два на два с половиной метра. Также из-за провала грунта оказались заблокированы две полосы Серебряноборского тоннеля.
Памятны и более ранние ЧП, например, когда из-за обрушений на Большой Дмитровке возникали 4-метровые ямы поблизости от здания прокуратуры и Совета Федерации.
Старожилы помнят, как по причине подземных аварий полностью затапливало улицы, порой, власти были вынуждены снимать с маршрутов троллейбусы и трамваи, были парализованы целые районы. Аварии перерастали в трагедии: при ликвидации ЧП погибали рабочие и спасатели.
... По большому счету, мы сегодня не слишком хорошо представляем, что находится под нашими ногами. Из-за чего существует неимоверное число легенд о московской "преисподней". Диггеры шепотом рассказывают о секретных туннелях, по которым могут пройти танковые колонны. Футурологи - о том, что Москва стоит в кратере гигантского доисторического вулкана и не ровен час туда провалится.
Есть еще теория о "метановом проклятии": столица покоится на захоронениях, накопленных за 1000 лет: мертвые, разлагаясь, выделяли метан, из-за которого город постепенно проседает...
Некоторые верят. Хотя бы потому, что очень часто в самых разных частях города люди и машины проваливаются под землю. И это уже никак не легенды.
Чаще всего, провалы достаточно локальные. Но иногда они превращаются в масштабные ЧП: например, осенью 2006 года на Ленинградке возникла яма размером около 500 квадратных метров и глубиной до 6 метров, и в эту "преисподнюю" провалились "КАМАЗ" и мачта городского освещения.
А в прошлом году на западе Москвы под землей оказалась детская площадка. По счастливой случайности в момент провала детей на ней не оказалось.
Дошло до того, что начиная с позапрошлого года в городе работают передвижные лаборатории видеокомпьютерного сканирования, которые пытаются "просвечивать" радарами дорожное полотно.
Приплыли
Если не принимать во внимание футурологическую версию о том, что наши предки Москву просто не "там поставили", то виновник один: вода.
В этом смысле повезло Нью-Йорку - он стоит на гранитной плите. А вот у москвичей под ногами куда более мягкие породы. Где-то в толще земли встречаются скопления известняка, гипса или каменной соли - и они относительно легко размываются водой, образуя карстовые полости. Процесс неспешный, но фатально-неотвратимый. И если эти пустоты расположены близко к поверхности - жди беды.
Московскую землю не заменить. А вот изменить отношение к ней уже давно пора.
Ведь оползни и провалы случаются не только из-за воздействия грунтовых вод. Нередко провалы возникают после пожаров, когда на землю выливают тонны воды. И особый враг: протекающие трубы канализации и водопровода.
За пределами мегаполиса мать-природа справилась бы с этой напастью: часть влаги испарилась бы естественным образом, появились бы овраги с ручьями на дне. В городе природа, увы, бессильна: естественные овраги засыпаны еще нашими предками, а через асфальт вода не способна испаряться.
Собственно, риск карстовых пустот начали осознавать не сегодня. Карты провалов давно составлены, например, экспертами Института геоэкологии РАН. Но мнения ученых расходятся с потребностями хозяйственников. Например, известно об ограничениях и опасностях оползней строительства в районе Хорошевского шоссе, "подтоплен" северо-восток, грунтовые воды близки к поверхности на востоке и на северо-западе города. И естественно - поймы Москвы-реки.
Из этого, конечно, не следует, что там нельзя развивать инфраструктуру и строить многоэтажки. Вопрос лишь в том, как.
Запатентовано немало инженерных решений по предотвращению провалов. В опасных районах фундаменты домов строятся с учетом возможности карстовых провало. Хуже дела с дорогами: в теории все учтено, а вот на практике...
Кстати, за примерами далеко ходить не надо. В полутора сотнях метров от редакции "РГ" есть важная развязка: Савеловская эстакада. Так вот, после любого, даже самого незначительного дождика дорога под мостом превращается в ручей. И это при том, что даже малограмотный дорожник обязан знать про "ливневую канализацию". Но в этом месте коммунальные службы о необходимости дренажных работ, похоже, забыли. Здесь вечная битва пешеходов с водителями: машины окатывают людей потоками грязной воды. Впрочем, только ли здесь?
Выше и глубже
Собственно, Москва не одинока в своих "провальных" проблемах. Убедительной статистики по числу провалов и оползней в больших городах нет, поэтому сложно оценить столичную ситуацию на общем фоне. Но, во всяком случае, внутри нашей страны Москва не одинока. Информация о провалах поступает едва ли не ежедневно из всех уголков России, а оползневая опасность существует примерно в 7 из 10 российских городов.
В мире пока самый зрелищный провал зафиксирован в Южной Америке: чудовищных размеров дыра, глубиной сто метров, возникшая в Гватемала-Сити, была вызвана подземными водами и дождями. Погибло несколько человек и уничтожено с десяток домов.
Зрелище настолько фантастическое, что фотографии этого провала многие посчитали фотомонтажом.
У нас в стране самый невероятный провал произошел в 1965 году на Урале в городе Чусовом. Здесь под землю провалилось... здание милиции вместе с вытрезвителем.
Кстати, города не только "проваливаются". Большинство столиц мира исчерпали земельные резервы, и вынуждены расширяться вверх и вниз: строить многоэтажки или "закапывать" многоуровневые парковки в землю. Но куда бы ни рос мегаполис, эффект одинаковый - у небоскребов глубокие фундаменты, так что города объективно все глубже уходят под землю.
Чтобы исключить провалы, в Москве создают трехмерную цифровую модель города, причем самой интригующим измерением обещает стать подземная часть.
Ожидается, что работы над проектом завершатся к 2012 году, для чего предстоит провести огромный объем исследований и затратить почти три миллиарда рублей.
Во времена кризиса это непростое решение, но власти на это идут.