Лучший голкипер КХЛ прошлого сезона Георгий Гелашвили и нынче "держит марку" - он признан лучшим вратарем лиги по итогам ноября.
Из чего складывается успех, выясняла у двадцатого номера ярославского "Локомотива" наш корреспондент.
Российская газета: Георгий, у вас грузинская фамилия, и при этом вы коренной челябинец. Ваш отец ради вашей мамы променял южную благодать на отнюдь не курортный уральский климат. Как это было?
Георгий Гелашвили: Отец, грузин по национальности, работал на строительстве БАМа и приезжал в гости к другу в Челябинск. Там и познакомился с мамой - она русская. Уезжать уже не захотел.
РГ: А нестандартное для грузинского мальчика увлечение хоккеем откуда взялось? Это, наверное, наследство по линии мамы?
Гелашвили: Вполне возможно. Челябинск вообще пропитан хоккеем, поэтому ничего особенного в моем выборе нет. Мои близкие всегда меня в этом поддерживали. Особенно я благодарен бабушке, маминой маме, которая каждый день ездила со мной на тренировки, помогала таскать сумки с амуницией. Она вообще делала ради меня все, забывая подчас про себя, очень меня любила. Ее уже, к сожалению, нет. Она бы порадовалась моим успехам.
РГ: Вы сразу встали в ворота или сначала пробовали себя на льду в иной роли?
Гелашвили: Сколько себя помню, всегда стоял в воротах. Даже когда с друзьями летом гонял в футбол во дворе. Именно в ворота сразу встал и на льду. Это даже трудно объяснить: как-то сразу еще в детстве понял, что это мое место, и все. Хотя сейчас в футбол люблю поиграть и в нападении.
РГ: Ваша хоккейная родина - челябинский "Трактор". Жалеете, что пришлось его покинуть? Если бы вам предложили условия, которые вас устраивают, вы бы вернулись в этот клуб?
Гелашвили: Сложный вопрос. Этот клуб - мой дом, он сыграл в моей жизни и карьере решающую роль. Я с детства мечтал играть в "Тракторе" и своего добился. Но на данный момент мое возвращение туда не обсуждается в связи с действующим контрактом с "Локомотивом".
РГ: В прошлом сезоне "Локомотив" притормозил буквально в сантиметре от золота и Кубка Гагарина. Вы себя в этом винили? Вы вообще человек, склонный к самокритике?
Гелашвили: От вратаря, конечно, многое зависит. Сейчас уже говорят, что не 50, а все 70 процентов успеха... С другой стороны, с вратарем можно не проиграть, но выиграть возможно только благодаря команде. Естественно, любую неудачу принимаешь близко к сердцу. После того проигрыша "Ак барсу" в решающем финальном матче я три ночи не спал. Вот просто не было сна, и все. Непонятное состояние было. Не обида даже, а полнейшая опустошенность какая-то. Это даже описать невозможно.
РГ: Признание вас лучшим голкипером КХЛ минувшего сезона было - как пластырь на рану?
Гелашвили: Так бы я не сказал - эту рану можно залечить только победой. Но приятно было, конечно. Эмоций была - буря. С детства мечтал стать лучшим вратарем чемпионата. Но когда эта мечта сбылась - это стало полной неожиданностью. Поверить сначала не мог. Но я уже говорил и еще раз повторяю: это признание - не моя личная заслуга, это общая командная победа - всех наших ребят, всех тренеров.
РГ: В этом сезоне вы уже признаны лучшим голкипером ноября…
Гелашвили: Стараюсь.
РГ: Кавказский темперамент сказывается на льду? В пору вашей юности вы, говорят, гонялись за защитниками с клюшкой, если они допускали шайбу до пятачка. Недавняя дисквалификация вас на три матча - это примерно из этой серии?
Гелашвили: Ни за кем я не гонялся. Но без этих эмоций я ничего бы в жизни не добился. Без эмоций в спорте ничего не выиграть. Кстати, я могу назвать массу имен вратарей, в которых нет ни капли грузинской крови, но которые при этом на льду "дают жару". Если же разбирать тот конкретный эпизод в игре с "Северсталью", то это изначально была провокация. Я же неспроста выехал и ударил. Перед этим были совершены действия, которые меня вынудили на это. Только череповецкий игрок спровоцировал меня исподтишка, а мой ответ ему увидели все. Я не могу долго терпеть несправедливость. Но придется этому учиться - ради успеха команды. И не отвечать на провокации.
РГ: Предстоящий 1000-летний юбилей Ярославля и связанные с этой датой надежды ярославцев на победу "Локомотива" в регулярном чемпионате России как-то напрягают? Ведь легче, наверное, было бы играть в команде, над которой на довлеет такая ответственность…
Гелашвили: Я думаю, вы неправильно ставите вопрос. Ярославлю всегда нужно только чемпионство - независимо от всех юбилеев. Что в год тысячелетия, что до того, что после у "Локомотива" будет только одна задача - выиграть Кубок Гагарина. Дай бог, чтобы мы этой цели достигли.
РГ: У "Локо" в этом сезоне было не слишком хорошее начало, хотя сейчас он занимает второе место в турнирной таблице в своей конференции. В самом деле трудно весь сезон играть на одном уровне - игр много, хоккеисты устают. Не считаете ли вы, что команд в КХЛ должно быть меньше?
Гелашвили: Нет таких команд, которые играют весь чемпионат ровно. Но я считаю, что всегда лучше играть, чем тренироваться. И пусть игр будет много. В реальных матчах набираешься гораздо больше мастерства, чем на тренировках. И ничего нет страшного в том, что игры часто назначаются через день. Потом все равно будет пауза, а значит, и отдых. В НХЛ вообще играют 82 матча - на 26 больше, чем мы. Но, думаю, КХЛ к этому тоже придет.
РГ: Вы в этом сезоне впервые выступили в составе сборной России, причем очень удачно. И недавно опять попали в расширенный список для участия в московском этапе Евротура. В сборной, судя по всему, вы стали своим…
Гелашвили: Надеюсь. Я защищал ворота в матче со шведами, и мы тогда выиграли 4:1. Я, конечно, очень доволен. Для меня это была важнейшая победа.
РГ: Вы играете и в "Локомотиве", и в сборной под номером "20", который носил Третьяк. Это для вас что-то значит? Вообще, как так сложилось?
Гелашвили: До самого Казахстана я играл под тридцатым номером, а там вынужден был взять 31-й, потому что мой был занят. Оба номера были удачными. Но вернулся в "Трактор", и снова номер пришлось сменить. Свободным оказался двадцатый. Волновался, когда брал его, - все же номер легендарного Третьяка. Но он тоже для меня счастливый. Это, конечно, большая честь - выходить на лед в свитере с такими цифрами.
РГ: Вы верите в магию цифр?
Гелашвили: Что-то в этом есть…
РГ: У вас со Збынеком Ирглом, говорят, есть особый ритуал, с помощью которого вы готовитесь к играм. Тайну не откроете?
Гелашвили: Он просто подбадривает. Говорит определенные чешские слова. Я перевод, конечно, знаю, но пусть это останется нашим секретом.
РГ: Как вы отдыхаете?
Гелашвили: По окончании сезона лучший отдых - это поездка домой. Я с супругой Ольгой сразу уезжаю в родной Челябинск. И ежедневно, когда я не в отъезде, тоже предпочитаю отдыхать в домашней обстановке, с женой. Иногда ходим в кино, редко - в ресторан. Моя жена отлично готовит, поэтому балует меня всякими вкусностями.
РГ: А форму потерять не боитесь?
Гелашвили: Нет. Все лишнее при наших нагрузках быстро уходит. Тем более что супруга хорошо знает, как и чем кормить спортсмена. Она, можно сказать, мой диетолог.
РГ: Для вас Челябинск - это главный город на земле. А Ярославль вам хоть чем-то приглянулся?
Гелашвили: Конечно. Отличный, красивый город. Что касается хоккейного клуба, то здесь просто огромное количество плюсов. Один из основных - отсутствие так называемой тренировочной "базы". То есть мы живем не на базе, как принято в некоторых клубах, а дома. Здесь каждый член команды прекрасно понимает свою ответственность, понимает, что он зарабатывает деньги и ему нет смысла идти куда-то развлекаться ночью перед игрой. Наоборот, человек получит гораздо больше позитива, если побудет накануне матча в домашней обстановке, с женой, детьми. Когда спокойно ляжет спать в своей кровати, и ему не будет мешать ни холод, ни жара, ни пружина в старом матрасе. Меня просто восхищает, насколько здесь все отлажено и продумано до мелочей - только приходи и работай. Даже в нашей раздевалке в ледовом дворце всегда настолько чисто, что хоть босиком ходи. За что низко кланяюсь женщинам, которые убирают все эти помещения.
РГ: Говорят, когда вы приезжаете домой в Челябинск, то часто занимаетесь на льду с детьми - мальчишками из спортшкол. Может, в вас постепенно просыпается будущий тренер?
Гелашвили: Об этом пока не думал - рановато. Просто у меня много друзей уже стали тренерами. Вот по их приглашению и прихожу. Однажды один мальчишка лет десяти на такой тренировке схватил меня за колено и говорит: "Ты правда Гелашвили? Можно тебя потрогать?" Я его понимаю, потому что сам был такой. Когда с мальчишками занимаешься, даришь им автографы, плакаты, у них азарта больше появляется. И потом, никогда не лишне подсказать, подбодрить. Я знаю, как это важно в таком возрасте.
РГ: Вы в этом году не попадаете на Олимпиаду в Ванкувер, но о Сочи наверняка думаете… Какая ваша самая "розовая" спортивная мечта?
Гелашвили: Исполнение всех желаний и сразу - такого в реальной жизни не бывает. Поэтому я предпочитаю мечтать поэтапно. Ставить цели и достигать их. Когда-то я мечтал играть в суперлиге. Мечта сбылась. Мечтал стать лучшим голкипером - стал. Мечтал сыграть в составе сборной - сыграл. Сейчас цель - выиграть Кубок Гагарина. Впереди - чемпионат мира. А о дальнейшем я пока и загадывать даже не буду. Надо сначала поставленных целей достичь.