10.12.2009 00:13
Культура

Шедевры, пропавшие во время войны, можно найти в частных коллекциях калининградцев

Шедевры, пропавшие во время войны, можно найти в частных коллекциях калининградцев
Текст:  Ирина Белкина (Калининград)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №0 (5061)
Читать на сайте RG.RU

Во время Второй мировой войны фашисты вывезли с оккупированных территорий СССР десятки тысяч музейных экспонатов.

После победного 45-го была найдена лишь малая их часть. Следы многих произведений искусства теряются в Кенигсберге, нынешнем Калининграде.

У них есть Родина. Но их у Родины нет

Судьбу раритетов, в том числе и легендарной Янтарной комнаты - жемчужины Екатерининского дворца, взялся проследить калининградский историк Авенир Овсянов. Автор утверждает, что часть ценностей до сих пор находится в Калининградской области - в тайниках, устроенных немцами перед штурмом Кенигсберга, и в частных коллекциях жителей региона.

- Это итог моей 35-летней поисковой работы, - сообщил корреспонденту "РГ" Авенир Овсянов, на протяжении многих лет являющийся главным экспертом регионального Научно-производственного центра по охране памятников. - В Государственном архиве города Киева я нашел доказательства того, что в апреле 1944 года в Королевский замок Кенигсберга из Риги перевезли базу по приему и распределению культурных ценностей из СССР.

Это было закономерно, так как в столице Восточной Пруссии, славившейся своими музеями, уже находилась знаменитая Янтарная комната, привезенная сюда немцами осенью 1941 года. В подтверждение автор приводит письмо доктора Нерлинга в Министерство оккупированных территорий в Берлине. Ученый докладывает, что в Кенигсберг "отправлены 5 вагонов с художественными ценностями из Гатчины и Царского Села. В них наряду с Янтарной комнатой - ценные картины, мебель и прочее". Впрочем, как пишет Авенир Овсянов, до Германии доехало далеко не все: "Комната подверглась разграблению "любителями" сувениров еще в Царском Селе и во время транспортировки". В Кенигсберге обнаружилось, что не хватает многих предметов, в том числе отсутствовали "одна флорентийская мозаика, наборный богато орнаментированный пол из редких пород деревьев, многие миниатюры с гравированными пейзажами, медальоны-барельефы из янтаря и тонированной кости".

Тайны доктора Роде

Опеку над доставленными ценностями взял на себя гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох. Он был страстным коллекционером, и в его резиденцию Гросс-Фридрихсберг (ныне поселок Майский Калининградской области) свозились музейные экспонаты не только из СССР, но и из других оккупированных стран. Права обладания Янтарной комнатой он добился в борьбе с притязаниями других соратников Гитлера - рейхсмаршала Геринга и рейхсминистра иностранных дел Риббентропа. Заполучив мировой шедевр, гауляйтер не спрятал его под замком: часть Янтарной комнаты была выставлена на обозрение в 1942 году в Королевском замке.

За сохранность экспозиции отвечал директор художественных собраний Альфред Роде. Известный немецкий ученый мог знать, где гауляйтер велел спрятать Янтарную комнату и другие ценности (во время войны в Кенигсберг свозили музейные коллекции из Литвы, Украины и Белоруссии). Как утверждает Авенир Овсянов, Альфред Роде, не покинувший павший Кенигсберг, готов был поделиться своими знаниями с советскими поисковиками. Розыски утраченных экспонатов начались сразу после окончания войны. Летом в столице Восточной Пруссии работало сразу несколько бригад - дилетантские армейские, просто собиравшие трофеи, и группы профессионалов, ориентированные на поиск конкретных ценностей, в том числе и Янтарной комнаты. В одну из таких бригад, созданных при Совнаркоме РСФСР, входил сотрудник Государственного исторического музея профессор Александр Брюсов. Но, увы, он не нашел общего языка с доктором Роде. Как пишет автор книги, Брюсов видел в немецком коллеге не ученого, а фашиста и пьяницу. Это и стало причиной того, что Роде, больше озабоченный сохранностью немецких шедевров, показал лишь некоторые тайники, где были спрятаны экспонаты из Королевского замка и музея "Пруссия". Хотя по ходу поисков группе удалось наткнуться и на российские раритеты. Так, в описи значатся: "...мебель из Царскосельского дворца (кресла и стулья) в количестве 14 шт.; шкапчик из Гатчины начала XIX века с бронзовыми фигурами".

В списке найденного сотрудниками Комитета по делам искусств СССР, работавшими в Кенигсберге примерно в это же время, - картины старых мастеров и мебель из Екатерининского дворца. А чуть раньше, в апреле 45-го, поисковики из МГУ также нашли в Королевском замке 20 кресел из Царского Села и другие вещи из обстановки Екатерининского дворца. Среди них не было ни одного предмета из Янтарной комнаты, но зато обнаружилась инвентаризационная опись замкового музея, в которой значилось 143 экспоната из этой комнаты, в том числе консольный столик, зеркала, стеновые панели и три ящика с янтарем.

Рафаэль из тайника

Наряду с ценностями из Ленинградской области поисковые группы обнаружили картины, похищенные фашистами из киевских музеев, среди них полотна Шишкина, Айвазовского, Маковского, Крамского. Но, увы, счет шедеврам в 1945 году зачастую шел на рулоны и штуки. Поэтому известны названия лишь некоторых найденных полотен. Среди них - "Старуха" Гагарина, "Вечерняя заря" Шишкина, "Наем прислуги" Маковского и другие. Но и это не помогло произведениям искусства вернуться в родные музеи. Авенир Овсянов утверждает, что упакованные в ящики и подготовленные к отправке мебель и картины были разворованы советскими военными и чиновниками. Часть увезли в другие города СССР. В 1946 году из Кенигсберга на Урал полотна привезли фронтовики. Но это не означает, что они украли картины. Трофейные произведения искусства были в наградных фондах командования. Автор книги считает, что часть ценностей могла осесть у переселенцев, приехавших в новую советскую область. Произведения искусства находили также в тайниках в домах и под землей.

- Мне показывали фотографию картины Рафаэля, - рассказал корреспонденту "РГ" калининградский историк. - Еще звонили и спрашивали, что означает аббревиатура ЦДП на кресле. Я пояснил, что это Царскосельское дворцовое правление. Узнав, что у него в доме находится музейная мебель, мой собеседник положил трубку. Хотя бояться таким людям нечего: вещь, полученная по наследству, получает статус добросовестного приобретения. Музейные ценности, похищенные во время войны, могут быть изъяты и возвращены на Родину, только если они выставлены на аукцион.

Справка "РГ"

Янтарная комната (первоначально - Янтарный кабинет), шедевр работы немецких и датских мастеров, был подарен прусским королем Фридрихом Вильгельмом I российскому императору Петру I в 1717 году в знак дружбы. Четверть века спустя императрица Елизавета Петровна приказала увеличить кабинет до размеров комнаты в Царскосельском дворце. В начале Великой Отечественной войны комната, не вывезенная в эвакуацию по причине хрупкости янтарных панелей, была демонтирована немцами и вместе с другими ценностями отправлена в Кенигсберг (ныне Калининград), где выставлялась в Королевском замке. В конце войны следы ее теряются. В данный момент восстановленная по чертежам и фотографиям Янтарная комната экспонируется в Екатерининском дворце в Пушкине.

Музеи и памятники Калининград Северо-Запад