Сегодня в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы начинает работу VIII Международная научная конференция "Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе". Активное участие в ней принимают ученые из России (из Архангельска, Нижнего Новгорода, Адыгеи и других российских регионов). Как сообщил накануне по телефону газете "СОЮЗ" заведующий кафедрой культурологии Гродненского госуниверситета Сергей Вилейко, в конференции участвуют также исследователи из Казахстана, Литвы, Польши, Молдавии Украины.
В настоящее время в Беларуси проживают люди 141 национальности. По состоянию на первое сентября 2009 года, как информировал на днях уполномоченный по делам религий и национальностей Совета Министров Республики Беларусь Леонид Гуляко в ходе онлайн-конференции в БЕЛТА, в стране зарегистрировано 3094 религиозные общины, кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (46 религиозных объединений, 40 монастырей, 34 миссии, 15 братств, 9 сестричеств, 14 духовных учебных заведений). Действует 2207 культовых зданий, еще 211 строятся. В общинах работают 2963 священнослужителя.
При этом в республике исторически сложилось и целенаправленно поддерживается сегодня усилиями государства межнациональное и межконфессиональное согласие. Пример Беларуси убедительно демонстрирует: нет якобы неминуемой неизбежности столкновения представителей разных религий и народов!
Леонид Гуляко в этой связи сказал: "Я часто бываю на местах, выезжаю в Гродненскую область, в частности в республиканские дни информирования. Бываю в совершенно разных аудиториях. Это и учителя, и милиционеры, и работники промышленных предприятий. Везде задаю одни и те же вопросы аудитории. Чувствует ли себя кто-либо сидящий в аудитории ущемленным по национальному признаку? Столкнулся ли кто-либо с какими-то трудностями по той причине, что он цыган, узбек, грузин? Представители титульной нации, в данном случае белорусы, больше внимания получают со стороны местной власти? Я не люблю определение "титульная нация", не люблю делить на титульных и нетитульных. Мы исходим из того, что все - граждане Республики Беларусь, а граждане все одинаково равны. Никто и нигде мне за несколько лет поездок ни разу не привел примера, чтобы человеку было неуютно по причине его национальности. Возьмите прессу - государственная, негосударственная. В прессе эта тема просто отсутствует. Если и могут быть какие-то инсинуации, то по национальным вопросам - никогда".
Одна из тем, обсуждаемых на конференции в Гродненском университете, - этнокультурное пограничье и специфика его исследования. В настоящее время проблема пограничья находится на переднем крае исследований культурологов, социологов, специалистов по этнической психологии.
Совместные исследования белорусских и российских этнологов в пограничных районах Российской Федерации и Республики Беларусь свидетельствуют: по обе стороны границы существует особая этнокультурная зона, охватывающая смежную территорию Беларуси и России независимо от административных и государственных делений. Так, в ходе многолетнего полевого исследования ученых Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук совместно со своими белорусскими коллегами из Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси под руководством известных ученых Регины Григорьевой и Марины Мартыновой (исследование продолжается) установлено, что не только наблюдается большое сходство в материальной и духовной культуре жителей белорусско-российского пограничья, но соседние российские области многими жителями белорусского пограничья, также как и белорусские области россиянами практически не воспринимаются как чужое государство. "Для меня Россия - дом, Беларусь - тоже дом", - таков типичный ответ опрашиваемых жителей. "У нас все смешано. Выходили замуж, женились, переезжали. Такого понятия наш житель - не наш нет. Это когда ближе к Москве подъезжаешь, за Москву, там ощущаешь, что другое государство, а Смоленская область - как наша". Национальная принадлежность на пограничных территориях не имеет большого значения. При определении своей национальности для жителей пограничья важным психологическим фактором стала территория проживания. Поэтому на территории Беларуси исторически большинство жителей стали белорусами, а в России - русскими. Однако, как подчеркивают исследователи, эта идентичность не основана на реальной этнокультурной отличительности. Очень часто ученые слышали: "Невозможно разделить местных русских и белорусов на разные народы" или "Белорусы и русские - одна национальность". Типичный также ответ: "Все у нас одинаково, абсолютно ничем не отличаемся, только цены разные, а языки уже перепутались".
И действительно, на пограничных территориях даже разговорный язык не является признаком разделения. Многие белорусы и русские, в особенности в сельской местности, разговаривают на смешанном языке. Можно утверждать, что близкая культурная и языковая дистанция и длительные контакты между белорусами и русскими резко снижают дифференцирующую роль этнического фактора, констатируют этнологи. "Для меня нет никакой разницы, кто по национальности человек. Это ничего не значит".
Общий вывод исследователей: белорусско-российское пограничье отличается многомерностью культурных связей, наличием смешанных форм в культуре и традициях его жителей, что напрямую влияет на этническое самоопределение. Высокая степень толерантности, терпимости способствует укреплению отношений не только между пограничными территориями Беларуси и России, но и в целом между нашими странами. Тем самым, кстати, это исследование опрокидывает модные теории "фронтира" (от английского frontier - рубеж, граница) как места встречи культур с подтекстом непременного противостояния.
Ученые установили, что подавляющее большинство населения белорусско-российского приграничья поддерживает объединительные процессы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приветствует создание Союзного государства. "Двумя руками за", - таков типичный ответ. "А мы по большому счету и не разъединялись, это нас пытаются разъединить", - часто приходилось слышать исследователям.
К слову, в ходе недавнего видеомоста Минск - Москва директор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета Давид Ротман сообщил, что в 2009 году белорусские и российские социологи провели опрос, результаты которого показывают, что за сближение Беларуси и России в обеих странах выступает примерно 80 процентов населения. Исследование проводилось Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета и российской социологической службой "Левада-центр" в обеих странах одновременно и по единой методике. Мнения белорусов и россиян совпадали по вопросу о том, за счет чего надо реализовывать интеграционные планы. На первое место они ставят единое экономическое пространство. Затем следуют развитие торговых связей, сотрудничество в области внешней политики. Приблизительно 66 процентов респондентов в Беларуси и России отнеслись "положительно" или "скорее положительно" к провозглашенному 10 лет назад созданию Союзного государства. По словам Давида Ротмана, более подробные результаты опроса в ближайшее время обнародует Постоянный Комитет Союзного государства.
История взаимодействия общественной и научной мысли Беларуси и России ярко свидетельствует о братских отношениях между нашими народами. Так, к примеру, становление белорусской этнографической науки, собирание и анализ сведений о быте, культуре, психологии белорусского народа было инициировано совместно российскими и белорусскими учеными в ХIХ столетии, о чем, в частности, можно прочитать в фундаментальной совместной монографии белорусских и российских ученых "Белорусы", изданной российским издательством "Наука" в 1998 году. Научная конференция в Гродно, как ожидается, даст новый импульс сотрудничеству ученых Беларуси и России, появлению новых совместных научных трудов.