Проблемы духовного и нравственного воспитания солдат и офицеров нашей армии стали предметом анализа военных экспертов, представителей Русской православной церкви и других конфессий, госчиновников федеральной и региональных властей, представителей Уполномоченного по правам человека и правозащитных организаций.
Как будет действовать новый для армии институт военных священников? Ответы на этот важный вопрос обсуждали по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. По словам председателя комиссии Александра Каньшина, меры, которые принимает руководство страны по модернизации армии, предполагают и ее духовное обновление. Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в июле нынешнего года предложил ввести институт военных священников. Инициатива главы государства нашла поддержку Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Александр Каньшин привел любопытные цифры. По его словам, несмотря на многие десятилетия воинствующей антирелигиозной политики государства в советские годы, веру не удалось вытравить из сознания людей. Изучение религиозной обстановки в войсках показывает, что более 70 процентов военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80 процентов верующих относят себя к православным христианам, около 13 процентов - к мусульманам, около 3 процентов - к буддистам и еще 4 процента - к приверженцам иных верований, в том числе нетрадиционных. В настоящее время пастырское попечение военнослужащих в войсках осуществляют около двух тысяч епархиальных священников.
Однако в скором времени ситуация в армии изменится. Первые военные священники появятся в войсках уже во второй половине декабря. Как сообщил накануне председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Дмитрий Смирнов, отобрано 30 священников для службы на наших военных базах на Северном Кавказе. "Первые 13 человек уже уедут к месту службы в этом месяце", - сказал он.
Поскольку соответствующего закона пока нет, институт военных священников будет работать в экспериментальном режиме. Как пояснил Смирнов, речь идет о подготовке офицеров, которые достаточно воцерковлены, к рукоположению в священный сан и отправке к месту своей новой службы. Кроме того, в ряды военного духовенства войдут священники, которые прошли армию, а также молодые ребята, для которых, предполагает протоиерей, на базе Рязанского сержантского училища будет создан факультет для духовенства. На нем будут учиться и мусульмане, и православные - представители наших основных традиционных религий.
Он также пояснил, что в министерстве обороны будет создано управление, курирующее военное духовенство, его главой будет православный священник как представитель главенствующей в стране религии. Следующий уровень управления - Координационный совет, состоящий из представителей всех традиционных религий.
Руководитель Синодального отдела считает, что, поскольку эти священники будут трудиться для личного состава министерства обороны, то жалованье им будет выплачиваться из федерального бюджета, подчеркнув при этом, что "мы идем в армию не за деньги".
В свою очередь, представитель Верховного муфтия в Москве Растам Валеев выразил надежду, что введение института военного духовенства в Российской армии будет интенсивно развиваться. Он не видит проблемы в том, что на первых порах будет больше православных священников, чем мусульманских. "Я солдатам-мусульманам говорил: нет сейчас у вас муллы - идите к православному батюшке", - сказал Валеев.
Как пояснил председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, законопроект о введении института военных священников сейчас находится в стадии подготовки. По его словам, Россия - одна из немногих стран, где пока нет военных капелланов. Так, в армии США служат 3 тысячи капелланов, еще 3 тысячи находятся в резерве. До революции в России было 3 тысячи 700 полковых священников и 100 имамов.