10 декабря в концертном зале Барвиха Luxury Village были названы победители Премии Кандинского, самой крупной частной премии в области современного искусства, общий призовой фонд которой составляет 60 тысяч евро.
В номинации "Проект года" премию (40 000 евро) получил Вадим Захаров за инсталляцию "Гарнитур святой Себастьян возле кипящей овсяной каши". В разделе "Медиа арт-проект года" приз (10 000 евро) получили художники Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин за выставку "КРИТИ-ПОП". Лучшим молодым художником года назван 23-летний художник из Тувы Евгений Антуфьев за работу "Объекты защиты".
Церемония вручения Премии Кандинского, где главный приз получил художник-концептуалист младшего призыва - а Вадим Захаров принадлежит к кругу "московского романтического концептуализма", старшими мэтрами которого были Илья Кабаков со товарищи, а затем Андрей Монастырский с группой "Коллективные действия",- была стилизована то ли под научную конференцию, то ли под заседание политического клуба. Модератором-ведущим был приглашен Леонид Парфенов. Он же и объявил тему "заседания" - искусство и общество.
Вначале с лекцией выступил Роберт Сторр, куратор основного проекта Венецианского биеннале 2007 года, руководитель отдела современного искусства МоМА, одним словом, человек в арт-мире влиятельный и ученый. Сторр скороговоркой, пытаясь уложиться в хронометраж, прочел на английском 10-минутную лекцию.
Вскоре после Роберта Сторра вышла член жюри Валери Хиггинс, куратор музея Соломона Р. Гуггенхайма, и уже от имени жюри прочитала по бумажке еще одну небольшую лекцию. Она упирала на демократизм принятия решения и не забыла сказать, что за нынешние итоги жюри отвечает вместе с экспертным советом. После скандала, приключившегося на вручении премии в прошлом году, это не было лишним. После чего г-жа Хиггинс плавно перешла (со ссылкой на Черчилля) к загадкам русской души и к искусству как к ключику, помогающему его понять. В финале она вдруг словно пропагандист и агитатор обратилась с призывом к художникам - творить, критикам - писать, ученым - осмыслять. Фраза "За работу, товарищи!" не прозвучала, но, наверное, подразумевалась.
По логике сюжета художники должны были бы бодро откликнуться на призыв. Но художники (надо же!) попытались дистанцироваться от такого "ученого" дружественного поглощения. Сначала победители в номинации Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин объяснили с большого экрана, что их цель - "поюзать" капитализм. Не все ж ему использовать всех и все. Вот они и решили в громадном i-pod е смешать ежедневную "культурную жвачку", чтобы на выходе получить настоящий художественный продукт.
В результате, кажется, все довольны. Скандала нет, но есть иллюзия горячей концептуальной дискуссии. Остается выяснить, кто кого "поюзал": концептуализм капитализм или наоборот?