Глава государства произвел беспрецедентные перестановки в тюремном ведомстве: своих постов разом лишились более двадцати генералов. Некоторые из них в качестве "прощального привета" получили взыскания в личное дело.
В большинстве своем эти отставки не связаны со смертью в столичном СИЗО Сергея Магнитского. Но именно трагедия в "Матросской Тишине" лишила некоторых генералов шансов остаться на посту во время больших перемен.
- По результатам служебной проверки мною утверждено заключение, в соответствии с которым начальник управления ФСИН по Москве генерал Владимир Давыдов не будет переназначен на должность, он освобожден от занимаемой должности указом президента, - сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер. - Также к дисциплинарной ответственности привлечены бывшие руководители управления следственных изоляторов и тюрем и бывшие руководители медицинского управления ФСИН.
Напрямую со смертью Магнитского связаны отставки начальников двух знаменитых следственных изоляторов: "Матросской Тишины" и "Бутырки". Во втором Сергей Магнитский сидел и болел, а в первый был переведен умирать: там есть тюремная больница. Теперь, по словам Александра Реймера, начальник СИЗО N 2 "Бутырка" освобожден от занимаемой должности и будет использоваться с понижением. По сообщениям некоторых информационных агентств, лишился поста и полковник Фикрет Тагиев, который был начальником в "Матросской Тишине". Впрочем, официального подтверждения отставки последнего "РГ" пока не получила.
Директор ФСИН на недавней научно-практической конференции говорил о реформе ведомства. Далеко не все сотрудники критиковали реформу в открытую, но по возможности старались дискредитировать всеми возможными с точки зрения бюрократии способами.
Между тем низовые сотрудники службы, работающие, как говорится, на земле, с оптимизмом относятся к переменам. По их словам, систему давно пора менять, и это тот редкий случай, когда есть надежды на перемены к лучшему. Как бы то ни было, 31 октября президент России подписал указ, утвердивший новую структуру центрального аппарата ФСИН. Все сотрудники центра были выведены за штат. Причем многие не знали своей дальнейшей судьбы: будут ли они переназначены на свою или равнозначную должность, получат повышение или будут понижены, а то и вовсе уволены. Судьба каждого решалась индивидуально.
В самом тяжелом положении - с карьерной точки зрения - были высокие руководители. Для примера: из начальников управлений ФСИН остались на местах лишь двое. Потеряли посты начальник управления оперативно-технических и поисковых мероприятий ФСИН генерал-майор Игорь Бачурин, начальник управления следственных изоляторов и тюрем ФСИН Валерий Телюх. Также уволены начальник управления по работе с личным составом Борис Гонцов, начальник управления охраны Александр Новиков, начальник управления исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, Федор Ручкин, начальник управления конвоирования и спецперевозок Владимир Репьев, начальник медицинского управления службы Владимир Троицкий, начальник управления кадров и профессионального образования Сергей Ширшов и начальник управления инженерно-технического обеспечения и вооружения Дмитрий Бородулин.
Генеральский звездопад случился не только в Москве. Сняты с постов начальники еще ряда региональных управлений ФСИН, в частности, по Забайкальскому краю, по Тульской области, по Тюменской области, по Республике Саха (Якутия), по Вологодской и Воронежской областям, по Республике Коми и Татарстану. Потерял должность и начальник главного управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Маленчук, к которому у правозащитников накопилось немало претензий. Достаточно напомнить, что один из его заместителей был осужден за избиение осужденного. Этот факт многое говорит о порядках на подведомственной территории.
Формально большинство отставников пока остаются при погонах, просто без кресел. Ведь формулировка "освобожден от занимаемой должности" не означает увольнения, тем более по отрицательным мотивам. Так что все эти граждане начальники пока находятся в ведении ФСИН. Кто-то может уйти на пенсию, кто-то получить равнозначную или даже вышестоящую должность в другом управлении. Но вряд ли второй вариант рассматривается всерьез. В данном случае всех отставников, наверное, будет правильно назвать генералами печальной карьеры.
Понятно, что любой новый руководитель должен на кого-то опираться. Ему нужна команда единомышленников. Однако в новейшей истории страны еще не было таких массовых и быстрых кадровых перемен в отдельно взятом ведомстве после смены первого лица. Как правило, процесс замены старых кадров своими проверенными людьми все-таки занимает немало времени. Тем показательней перестановки в тюрьме. Как сказал официальный представитель ведомства, они готовят ФСИН к масштабной реформе.
А российские правозащитники дружно одобрили кадровые перестановки в местах не столь отдаленных.
- Я очень этому рада. Я думаю, что эти отставки знаменуют начало реформы пенитенциарной системы, потому что я знаю, что новый руководитель ФСИН имеет серьезный радикальный план реформы, которая бы ее гуманизировала, очеловечила, - сказала глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
А в октябре президент отправил в отставку четырех заместителей директора ФСИН, работавших еще при прежнем руководителе. Их место заняли служивший в кадровых службах МВД Василий Большаков, управделами минюста Сергей Румянцев и советник Коновалова Александр Смирнов.
Также сменились начальник организационно-инспекторского управления, эту должность занял теперь уже бывший заместитель начальника ГУВД по Самарской области Леонид Беляев, и начальник управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. На этот пост туда назначен начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Валерий Трофимов. Кроме того, на пост начальника управления капитального строительства ФСИН назначен Сергей Обух, ранее занимавшийся аналогичной работой в минюсте.