15.12.2009 00:34
Экономика

Малый агробизнес уравняют с агрохолдингами и торговыми сетями

Малый агробизнес получит возможность работать на равных с агрохолдингами и торговыми сетями
Текст:  Николай Огородников
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (5064)
Читать на сайте RG.RU

Деревня сможет выгодно продавать продукты в городах. Цены на продовольствие в мегаполисах снизятся или по крайне мере перестанут расти. Возникнут тысячи новых рабочих мест. К таким результатам, по идее, должна привести страну концепция создания агропромышленных парков, которую разработали в ОАО "Росагролизинг".

Недавно концепция получила принципиальное одобрение коллегии минсельхоза. Суть ее в том, чтобы создать центры переработки и продажи сельскохозяйственной продукции, собирать в них в товарные партии все то, что производят на подворьях и мелких семейных фермах в радиусе 50-100 километров, перерабатывать на современном оборудовании и выводить на рынок, обостряя конкуренцию на нем.

Как выясняется, в ОАО "Росагролизинг" уже достаточно детально проработали эту идею. "За годы работы с мелкими производителями сельскохозяйственной продукции мы совершенно четко поняли, что их ахиллесова пята - это сбыт", - объясняет заинтересованность в этом проекте генеральный директор "Росагролизинга" Леонид Орсик. Госкомпания уже поставила предприятиям так называемых "малых форм хозяйствования" более 40 тысяч коров и быков, более 22 тыс. коз и овец, оборудование для содержания 18 с лишним тысяч сельскохозяйственных животных. В ходе этой работы стало очевидно: чтобы мелкие сельские частники могли на равных конкурировать с гигантскими агрохолдингами и вести паритетные переговоры с крупными перерабатывающими и торговыми предприятиями, нужно сконцентрировать их продукцию, сформировать из множества тонких ручейков одну большую реку.

Вот только как это сделать? Ответ на вопрос искали последние лет 10-15 - и безрезультатно. Теперь появился конкретный план: собрать на одной площадке бойню, цеха по переработке мяса, молока и овощей, склады, элеватор, мельницу, транспортную компанию, логистический центр. И, кроме того, комбинат социального питания, который будет обеспечивать натуральной здоровой едой школьников и детсадовцев. Все это обширное хозяйство должно полностью или частично принадлежать кооперативу, в который войдут все желающие представители малого сельского бизнеса.

При этом за поставщиками сельскохозяйственного сырья остается свобода выбора: либо они просто продают его и полученные после переработки продукты кооператив реализует через единый сбытовой центр агропромпарка, либо платят за переработку и, забрав готовую продукцию, сами торгуют ею.

Сегодня личные подсобные хозяйства (18 миллионов), фермеры (253 тысячи), сельские предприниматели (32 тысячи) производят больше половины всей российской сельскохозяйственной продукции. Но при этом, как правило, живут трудно, потому что не могут выгодно продать даже мясо и молоко, не говоря уж о каких-нибудь яблоках и смородине. Торговым сетям и крупным переработчикам их "крохи" неинтересны, им выгоднее иметь дело с теми, кто способен поставлять товар "пароходными" партиями. Поэтому основной "контрагент" мелких сельских частников - перекупщик, который, пользуясь отсутствием конкуренции, занижает закупочные цены донельзя. И при этом регулирует поток продовольствия на городские рынки так, чтобы цена там, не дай бог, не упала.

Правительство всерьез занялось решением проблем личных подсобных хозяйств в 2006 году с началом национального проекта "Развитие АПК". Тогда подворья, по сути, впервые получили доступ к кредитным ресурсам. В госпрограмме развития сельского хозяйства, в которую в 2008 году перерос национальный проект, заложены средства на поддержку развития сельскохозяйственной кооперации. Но в силу многих экономических и психологических причин кооперативы пока в массе своей не стали крупными игроками на продовольственном рынке.

В этом году в пяти регионах страны были запущены пилотные проекты по созданию образцовых семейных молочных ферм - хорошо оборудованных, "привязанных" к перерабатывающему предприятию. "Росагролизинг" принял активное участие в оборудовании этих предприятий. Из опыта этой "кооперации сверху" и родился более масштабный проект - агропромпарки.

Конечно, "Росагролизинг" - крупная лизинговая компания с уставным капиталом в 72,3 миллиарда рублей и лизинговым портфелем в 119 миллиардов рублей. Такому гиганту достаточно сложно прийти на каждое подворье, к каждому фермеру. Тем не менее, подчеркивает Леонид Орсик, 20 процентов средств федерального лизинга приходится на долю фермеров, для которых лизинг зачастую оказывается единственным реальным способом получить заем. Ведь если в банке кредит обходится в 15-18 процентов годовых, то по лизингу ставка не превышает 6 процентов годовых.

Особую популярность лизинг приобрел в 2009 году, когда банковские ресурсы стали малодоступны для аграриев. Надо еще учитывать, что лизингополучатели первую выплату делают через год после того, как получат свой трактор или другую необходимую технику. А следующую выплату - еще через полгода. По сути дела сначала машины зарабатывают деньги, а уже потом за них нужно платить. К тому же сроки федерального лизинга достигают 15 лет, тогда как кредит в банке дают на 8-10 лет.

"Федеральный лизинг - это не только инструмент государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, - объясняет Леонид Орсик характер взаимоотношений между властью, "Росагролизингом" и аграриями. - Мы еще и формируем серьезный государственный заказ на сельскохозяйственные машины и оборудование, которые производят отечественные предприятия". В этом году, например, в рамках антикризисных мер правительства "Росагролизинг" получил от государства "пополнение" уставного капитала - 25 миллиардов рублей. Эти деньги пошли на выкуп у машиностроителей их продукции в тот момент, когда рынок техники практически встал из-за отсутствия банковских кредитов у покупателей. И хотя, как это обычно бывает при любом распределении ресурсов, часть отечественных машиностроительных компаний осталась недовольна, трудно не признать, что благодаря этим деньгам некоторые предприятия сельскохозяйственного машиностроения избежали участи АвтоВАЗа.

При этом, конечно, "Росагролизинг" - это вовсе не добрый дедушка Мороз, который во все стороны раздает подарки. Леонид Орсик считает, что главное условие в работе компании - это возврат инвестированных средств. Поэтому решение о заключении того или иного договора принимает кредитный комитет. Он рассматривает финансовые показатели сельхозпроизводителя, который стремится стать лизингополучателем. А в тех случаях, когда речь идет о предоставлении в лизинг племенного скота, на место отправляются выездные комиссии - проверяют условия содержания животных, ведь средства на покупку, например коров, - государственные, и до тех пор, пока аграрии не расплатятся за них, все стадо стоит на балансе лизинговой компании.

Все эти строгости "Росагролизинга" с выбором клиентов будут гарантией того, что создание агропромышленных парков не превратится в некую всероссийскую кампанию. Леонид Орсик уверен, что форма не окажется в данном случае важнее содержания. Как минимум потому, что за эффективность бюджетных инвестиций несут ответственность и аграрии, и ОАО "Росагролизинг".

АПК