Вчера еще экзотическая западная новинка - алкозамок станет защищать и наши дороги от любителей пьяной езды. Российский союз автостраховщиков, а также правительства Татарстана и Московской области договорились об установке таких устройств на общественный транспорт.
Чтобы выбрать лучшие модели автозамков, изучить опыт их применения, делегация наших автостраховщиков и гаишников отправилась в самую продвинутую в этом плане страну - в Швецию.
Что такое алкозамок? Это прибор, установленный в машине, который не позволит ее завести, пока водитель не дыхнет в трубочку. Он также заблокирует двигатель, если в выдохе обнаружатся пары алкоголя, превышающие норму.
Проблема с пьяными водителями актуальна не только для нас, но и для более дисциплинированной Европы. За год в Швеции за пьянку изымают 6000 водительских удостоверений. В Евросоюзе ежедневно в нетрезвом состоянии погибает 12 тысяч участников ДТП. В мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, - 200 тысяч.
Десять лет назад программа по установке алкозамков в Швеции была поддержана на правительственном уровне. Речь не идет о том, чтобы всем автовладельцам установить на машины это техническое новшество. Пока обязаны это делать только автопредприятия, которые желают обслуживать заказы муниципалитетов. Даже такси должно выезжать с алкозамком, если хочет работать по заказам муниципалитета.
Одно из последних нововведений Швеции - это возможность избежать лишения прав, если пойманный нетрезвый водитель согласится поучаствовать в добровольной программе по установке алкозамков. Ситуация: полицейский попросил водителя дыхнуть в алкотестер. Показания прибора превысили допустимое количество (в Швеции это 0,2 промилле). Полицейский изымает права и составляет протокол. Примечательно, что лишить или не лишить водителя прав будет решать то ведомство, которое этот документ выдавало. А именно комиссия транспортного контроля, которая относится к министерству коммуникаций. Отнюдь не суд. Наказание за пьяное вождение варьируется в зависимости от количества промилле: от штрафа (большого) до тюремного заключения. В любом случае после того как полицейский изъял права и до решения комиссии водитель не сможет сесть за руль.
Благодаря новой программе у лишенного прав появился шанс снова обрести колеса под ногами: он может подать ходатайство в эту комиссию, с просьбой включить его в программу по установке алкозамков. В этом случае ему будут выданы особые временные права и он сможет ездить за рулем. Но при условии, что его машина будет оборудована алкозам ком. Приобретение и установка прибора - за счет водителя. Он может не покупать замок, а взять его в аренду, тем более что стоимость этой техники довольно высока: от 1000 до 2000 евро. Программа рассчитана на два года. Каждые три месяца ему придется являться в комиссию, чтобы там сняли показания с прибора (он хранит информацию в течение года), а также для прохождения медицинского контроля и бесед с психологом.
Один раз и только в первый год программы человек может проехаться за рулем в нетрезвом виде, если возникли непредвиденные обстоятельства. Например, стало плохо ребенку или другу, сам водитель уже выпил, а ждать помощи со стороны довольно долго. Тогда он может позвонить диспетчеру, тот назовет ему секретный код, который необходимо ввести в прибор, чтобы его отключить. Но этот случай также будет зафиксирован, а код будет изменен.
Как только алкозамки появятся у нас, тут же возникнет соблазн их обмануть. И в Швеции поначалу водители устраивали соревнование, кто быстрее разберет прибор или обхитрит его. Эти эксперименты заканчивались убытками для предприятия: машина со сломанным алкозамком уже не заводилась и простаивала. А поскольку на общественном или грузовом транспорте устанавливаются еще и спутниковые навигаторы, то замок, как правило, тут же передает информацию о том, что его пытаются взломать.
Директор РСА по правовым вопросам Александр Якимов посоветовал шведским специалистам настроить замок так, чтобы он передавал информацию в реальном времени. Этот совет тем более актуален, что замок можно настроить так, чтобы он потребовал дыхнуть в него во время движения, уже на маршруте, или после каждой остановки.
Тестированием этих приборов занимается специальная лаборатория, которая разрабатывает и новые приборы против пьющих водителей. Последняя новинка - это аппарат, которому не требуется глубокий выдох. Он и так выявит излишние пары. Уже достигнута договоренность с Volvo о том, чтобы попробовать встроить эти приборы в руль. Очень важен для России и такой шведский опыт. Сейчас министерство транспорта этой страны предлагает внести поправку в законодательство: возвращать права водителям, попавшимся пьяными за рулем, только после того, как они установят алкозамок. Наших автостраховщиков заинтересовал опыт шведских коллег - страховые компании дают беспрецедентные скидки тем автовладельцам, которые по собственной инициативе установили у себя в машине этот прибор.
В последнее время алкозамкам нашлось новое применение: на автокемпингах, парковках и даже паромах. Остановился водитель переночевать в кемпинге, выпил - с кем не бывает, с утра сел за руль, подъехал к выезду с парковки. А там специальная трубочка. Если дыхание не отягчено парами алкоголя, шлагбаум откроется. А если он остается закрытым - иди отдыхай дальше, пока все не выветрится. Если в России установить подобные в каждом таксопарке, у каждого гаражного хозяйства или просто на парковках у ресторанов, представляете, насколько сократится количество пьяных на дорогах?
Сейчас наши автостраховщики финансируют разработку методики внедрения этого оборудования, которой занимается "Центр стратегических разработок - Регион", а также закупают собственно замки. Татарстан, по соглашению с РСА, обязуется предоставить транспортное предприятие, на автобусах которого можно будет обкатать новую технику. В первую очередь оснастить этими замками в республике предполагается школьные автобусы. Ведь в большинстве случаев они работают в деревнях, где нет возможности проверить водителя перед выходом в рейс. В Московской области обсуждается вопрос, где алкозамки стоило бы применить в первую очередь. Страховщики готовы за свой счет поставить экспериментальную партию. За оснащение остальных машин, если эксперимент удастся, придется платить из кармана области или транспортных предприятий. Организаторы новой для нас системы контроля уверены: алкозамок сможет устранить хоть и одну, но довольно серьезную причину аварийности.