15.12.2009 00:20
Культура

Свое 40-летие "Машина времени" отметила хард-роковым шоу

Свои 40 лет она отметила хард-роковым шоу
Текст:  Андрей Васянин Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (5064)
Читать на сайте RG.RU

Концерт в "Олимпийском" показал, что время изменило "Машину времени" в лучшую сторону.

2009-й выдался урожайным на даты в нашем рок-н-ролле.

Его главные герои один за другим вдруг начали отмечать полувековые юбилеи. В июне пятьдесят исполнилось лидеру "Чайфа" Владимиру Шахрину, в декабре - Гарику Сукачеву, ровно неделю спустя дал сольный концерт в пятидесятый день рождения Сергей Мазаев. И вот - юбилей "Машины".

Этот год группа провела в гастролях, концертах и студийных бдениях, записав новый альбом, и прошедший в субботу концерт показал, что Андрей Макаревич продолжает мыслить в категориях рок-н-ролла, а творческие идеи посещают его не только в телевизионной кухне.

Обычно в подобных шоу на сцене с начала и до конца царит именинник, где-то с середины именин начинающий принимать гостей с песенными поздравлениями. Но Макаревич поставил гостей в запев концерта, и этот запев прозвучал так, что у "Олимпийского" дрогнули стены.

"Воскресение" сыграло меланхоличную балладу "Флаг над замком" (все гости начинали с творений юбиляра) как тяжелый блюз. Zdob si zdub из "Необычайно грустной песни" сделали разудалую панковскую веселуху. Вопрос "Что за глупый скворец?" белорусский "Ляпис-Трубецкой" задавал под рев хард-роковой бас-гитары. В своих видеопоздравлениях, которые демонстрировались зрителям на трех гигантских мониторах, практически все гости говорили о том, что впервые услышали записи "Машины" в школе. И начало концерта показало, что школа эта оказалась хоть куда, а Макаревич и Ко привили своим ученикам полную свободу самовыражения, которая, например, позволила превратить "Свечу" в жесткую фанк-зарисовку на четыре четверти (Uma2rmah), а "Весь мир сошел с ума" ("Сурганова и Оркестр") - в пробирающий до костей стон...

 
Видео: Сергей Куксин

Дальше на сцене была уже только "Машина времени". В самом порядке следования песен невозможно было не заметить выстроенной драматургии. После гимна 70-х "Костра", посвященного памяти Александра Варина, прозвучала прошлогодняя песня о том, что "правда всегда победит, даже если погибнет в бою". Тему независимости художника от окружающих его обстоятельств, главную тему "Машины" на протяжении всех сорока лет, продолжил блок из песен про кошку, которая гуляет сама по себе, и скворца, посмевшего открыть рот в разгар зимы. Фирменная саркастическая улыбка Макаревича, пережившего морозы, ударившие по группе в начале 80-х, скрепляла номера. "Я никогда никому не мешал, - спел он тут же из последнего альбома. - Не надо мешать и мне".

Новые тексты "Машины" показались, кстати, не в пример более резкими и по рок-н-ролльному конкретными по сравнению с написанным раньше и менее романтичными, оставшись при этом настоящими стихами, созданными без малейшего расчета на то, что за броскую мелодию слушатель простит автору смысловые и ритмические провалы.

Завершив концептуальную часть программы, юбиляры перешли, наконец, к своим великим песням, то есть к совместному пению с залом. Созданные десятки лет назад "Скачки", "Синяя птица", "Разговор в поезде", "Кого ты хотел удивить" и (куда ж без него!) "Поворот" исполнялись сводным хором до отказа забитого "Олимпийского" с первого до последнего слова. Да, песни 56-летнего Макаревича и сейчас поет молодежь, и залы на концертах ветеранов рока Deep Purple и Rolling Stones продолжают заполняться молодыми людьми, подпевающими каждой песне. Обычная история, неотменимая деталь жизни любой супергруппы.

Музыка