В Государственном университете - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) прошел "круглый стол" на тему "Развитие инфраструктуры государственной поддержки экспорта в России". Главными темами для обсуждения стали сохранение стратегического потенциала российской промышленности в условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также преодоление зависимости российской экономики от конъюнктуры ограниченного числа сырьевых рынков.
Для российских предприятий обрабатывающей промышленности основным рынком сбыта продукции является внутренний. По данным исследования ГУ-ВШЭ, среди экспортеров доля конкурентоспособных компаний вдвое выше, чем среди предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке.
Председатель правления Росэксимбанка Николай Гаврилов считает, что проблема государственной поддержки экспорта предприятий одна из фундаментальных:
- Для России вопрос спорный - выбирать ли пути экспортного развития или идти путем, который проторили страны Юго-Восточной Азии, но тем не менее мы обречены поддерживать экспорт, потому что в противном случае международный рынок и присущие ему инструменты и механизмы сами откорректируют место России в мировой цепочке. Другими словами, за нами будет закреплена сырьевая ориентация, и Россия будет вынуждена играть роль сырьевого придатка развитых стран.
Участники "круглого стола" говорили о том, что разразившийся мировой финансовый кризис обострил все те проблемы, которые и раньше стояли перед Россией. Конкурентные преимущества, которые были у российских компаний до недавних пор, такие как наработанный еще во времена СССР технологический опыт, стоимость и качество рабочей силы и ее высокая квалификация, дешевые сырьевые ресурсы, - все это постепенно сходит на нет.
Параллельно с этим обостряется конкуренция на традиционных для России рынках сбыта. Причем участники "круглого стола" говорили не только о развивающихся странах или странах с развивающимися рынками, но и о государствах СНГ, которые традиционно являлись основным рынком сбыта для продукции российской промышленности.
Представители бизнес-сообщества, говоря о необходимости развития программы государственной поддержки экспорта в России, затронули еще одну немаловажную тему: трудность в получении государственной поддержки малому и среднему бизнесу. Об этой проблеме говорил и профессор-исследователь ГУ-ВШЭ, академик РАН Иван Иванов: "К сожалению, для того чтобы получить государственную поддержку, нужно очень много документов. Сейчас их, конечно, нужно меньше, чем раньше, но тем не менее процедура эта достаточно сложная, и некрупным компаниям подготовить такой громадный объем документов достаточно сложно и дорого".
Недоступность государственной поддержки малому и среднему бизнесу, по мнению начальника отдела коммерческого андеррайтинга Центра страхования финансовых рисков РОСНО Ольги Афанасьевой, заключается главным образом в законодательстве: "Та поддержка, которая сейчас есть, не применима для малых и средних предприятий ни в какой форме. Она доступна только тем предприятиям, которые работают по правительственным программам и ориентированы на те страны, в которые коммерческие структуры зайти не могут. Но экспортные агентства ориентированы на другой класс наших потенциальных покупателей. Это крупные компании, которые могут увеличить рейтинг и которые могут нести обязательства по своим платежам. И это совсем другой вид рисков и другой уровень сделок. Малым и средним предприятиям нельзя будет помочь до тех пор, пока не будет изменено законодательство".
Представители банковского, научного и экспертного сообщества главной проблемой на пути развития инфраструктуры государственной поддержки экспорта в России назвали недопустимость бюрократизации в этой области:
- Страхование экспортных кредитов - это государственная услуга, а раз это государственная услуга, то подразумевается, что казна не должна обогащаться за этот счет, - говорит Иван Иванов. - Если министерство финансов видит в этом источник дохода, то такое страхование будет или слишком дорого, или его не будет совсем.
Главную выгоду государства от поддержки экспорта России эксперты "круглого стола" видят в создании новых рабочих мест, получении конкурентоспособных компаний, которые в состоянии быстрее двигать процесс инновации и технологического развития России.