15.12.2009 13:45

Академик РАН Виктор Полтерович: Пока надежд на быстрый рост экономики нет

Появятся ли российские экономические реалии в учебниках экономики
Текст:  Татьяна Зыкова
Читать на сайте RG.RU

Первый Российский экономический Конгресс предпринял попытку консолидировать  ученых-экономистов разных  направлений - от "государственников"  до "рыночников и определить пути  выхода страны из кризиса. Удалось ли это? На  вопросы "РГ" отвечает один из организаторов Конгресса, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН Виктор Полтерович.

РГ : На открытии конгресса министр финансов Алексей Кудрин сказал, что экономисты  "проспали" кризис. Что вы на это скажите?

Полтерович : Я не услышал в речи  Алексея Леонидовича прямого упрека экономистам. А вот английская королева, выступая в Лондонской школе экономики, действительно задала не слишком приятный вопрос своим экономистам - почему не спрогнозировали? В ответ посыпались десятки версий. Одна из них - кризис обнажил недостатки экономического образования.  По мнению ряда западных экономистов, его следует перестроить.

РГ : Виктор Меерович, выполнил ли Конгресс задачу объединения экономистов разных школ и направлений?    

Виктор Полтерович : Новая экономическая ассоциация планирует ряд дальнейших шагов для того, чтобы сформировать единое экономическое исследовательское пространство, повысить качество российских экономических исследований, образования и экспертизы. Разве столь масштабную задачу можно решить за неделю? Мы сделали лишь небольшой шажок. Конгресс собрал "под одной крышей"  около 2 тысяч  представителей академической и вузовской экономической науки,  сотрудников независимых  научных центров со всех концов  страны. Было заслушано более 1300  докладов, затронут максимально широкий спектр теоретических и прикладных проблем. Мы стремились построить работу Конгресса так, чтобы стимулировать дискуссию между экономистами, придерживающимися полярных точек зрения. На мой взгляд, открытый диалог состоялся. Он был чрезвычайно полезен и для нашей экономической науки, и для разработки стратегии выхода из кризиса и создания нового механизма долгосрочного экономического роста. Сейчас уже почти все согласны с тем, что такой механизм должен быть рыночным и в  то же время - предусматривать активную  государственную политику. Степень и методы государственного вмешательства - предмет расхождения.

Новая экономическая ассоциация - неправительственная организация, институт гражданского общества. Мы существуем менее года, не имеем  постоянных источников дохода, располагаем минимальным количеством административного персонала. Когда мы начали работать над организацией Конгресса, многие  наши коллеги сомневались в успехе. И все же мы добились поддержки и правительства Москвы, и Президиума РАН, и бизнесменов. Мы получили около трех тысяч заявок на участие в Конгрессе. Мне до сих пор кажется, что произошло чудо. На закрытии Конгресса профессор Светлана Павловна Глинкина,  много сделавшая для успеха молодежной конференции, проведенной в рамках Конгресса, высказала очень важную мысль (я цитирую по памяти):  "Я не верила, что конгресс может состояться. А теперь я думаю, что если мы объединим усилия, то, возможно, нам удастся и экономику вывести из сырьевого тупика!"

Проектирование реформ

РГ : Экономичеcкая наука сейчас не слишком востребована властью. Каким образом  представители академической мысли собираются  вызвать к себе интерес в качестве экономических консультантов правительства?

Полтерович : Мы планируем создать ряд экспертных советов для проведения экспертизы экономических  реформ и экономической политики правительства. Задуманные реформы обычно идут не так как задумано, а часто и просто не удаются. Пример - монетизация льгот. Издержки  оказались гораздо большими, чем ожидалось, возникло массовое недовольство. Сейчас не очень ясно, что  делать с пенсионным обеспечением, как улучшать систему здравоохранения.

Одна из важнейших причин неудачи реформ состоит в отсутствии профессиональной экспертизы. Проекты реформ недостаточно продуманы, не содержат необходимых  расчетов. А  после бюрократических согласований исходные идеи нередко искажаются до такой степени, что составители первоначального варианта  открещиваются от авторства.  

Проекты реформы должны быть персонифицированными и создаваться строго в соответствии с заранее разработанным техническим  регламентом. Как создаются, к примеру, проекты мостов. Каждый проект должен включать анализ опыта других стран, прогноз последствий и  расчет эффективности. По четким стандартам должна быть организована и экспертиза. Необходимо задействовать широкий круг экспертов, систематически оповещать общественность о планах и  результатах реформ. Новая экономическая ассоциация намерена активно участвовать в этом процессе.

РГ : С какой области начнете?

Полтерович : Горячие темы - реформа пенсионной системы, реформа банковской системы, реформа здравоохранения, промышленная политика.

РГ : Как вы оцениваете отечественную антикризисную программу?

Полтерович : Есть многочисленные варианты экономической политики, являющиеся предметом дискуссии внутри правительства. Какой должна быть кредитно- денежная политика? Следует ли создавать и поддерживать государственные корпорации? Как стимулировать экономический рост? Что следует предпринять для социальной поддержки населения? Масса всевозможных проблем. И согласия  в правительстве относительно методов их  решения пока нет.    

В рамках Конгресса прошла специальная конференция, где были представлены 13 программ выхода из кризиса. И кроме того, очень большое докладов на разных секциях и круглых столах были посвящены перечисленным проблемам.

РГ : Сейчас на первый план выходит проблема быстрого послекризисного экономического роста. Можно ли решить эту задачу без  социальных осложнений?

Полтерович : Я думаю, что можно, но для этого надо избегать крайностей.  Шоковая терапия приводит к очень серьезным издержкам, в частности, потому что шок вызывает социальный протест против реформ. Продуманная социальная политика - необходимая предпосылка успеха любой реформы. Для  модернизации экономики необходимо создать систему, в которой все элементы экономической жизни - макроэкономическая, промышленная, внешнеторговая, социальная политика,  финансовая система - были бы синхронизированы и работали в унисон, поддерживая быстрый экономический рост. А для этого должен быть создан ряд новых институтов.

РГ : Что Вы имеете в виду?

Полтерович : Приведу только два примера. В России создается национальная  инновационная система, и  уже есть набор разрозненных институтов развития - технопарки, особые экономические зоны,   венчурные фонды и т.п. Но единой политики нет. А для ее формирования надо ответить на важнейший вопрос - мы сразу делаем ставку на создание принципиально новых технологий и методов хозяйствования или начинаем модернизацию с широкомасштабного заимствования того, что уже разработано в развитых экономиках? Я сторонник второй точки  зрения. А из нее следует ответ на вопрос о том,  как должна быть устроена национальная инновационная система и как постепенно переходить к экономике, основанной на знаниях.

Другой пример. В России разработаны многочисленные стратегические планы развития отраслей и регионов. Говорят даже о  создании "вертикали" стратегического планирования. Я думаю, что  стратегическое планирование должно опираться на годовые и пятилетние планы, иначе оно вырождается в набор благих пожеланий. При этом  планы должны формироваться в процессе взаимодействия государства, ассоциаций бизнеса и общественных организаций. Я его называю  такой процесс интерактивным планированием. Оно  принципиально отличается и от централизованного планирования и от частно- государственного партнерства. Кстати, эти идеи мы презентовали на Конгрессе.

РГ : Назовите важнейшую черту интерактивного планирования?

Полтерович : Такая система стимулирует разработку эффективных проектов модернизации отраслей и развития регионов. При этом  "приоритеты" (т. е. направления развития, получающие государственную поддержку) не назначаются сверху, а формируются во взаимодействии государства, бизнеса и общества. При этом правительство играет роль лидера, инициатора, но не подавляет, а стимулирует инициативу со стороны других агентов.

РГ : Что российской экономике готовит 2010-й год?

Полтерович : Пока надежд на быстрый рост нет. Не думаю, что нас ждут какие-то катастрофы. Но и слишком оптимистичного  прогноза дать не могу. Все зависит от того, сколь  рациональны будут  решения правительства, как оно справится  с проблемами безработицы, "плохих" банковских долгов и самое  главное -  будет ли создана новая система, стимулирующая формирование широкомасштабных проектов модернизации .

РГ : Дайте читателям совет: в какой валюте им хранить сбережения?

Полтерович : Я убежден, что сегодня невозможно сколько-нибудь точно предсказать курс доллара на ближайшие месяцы. А поэтому не считаю корректным давать какие-либо советы, кроме банального: "не кладите все яйца в одну корзину".     

Появятся ли в России  нобелевские лауреаты по экономике

РГ : Кстати, министр финансов высказал и недоумение по поводу экономического образования и даже отсутствия современных учебником по экономике?

Полтерович : У нас недостаточно преподавателей, которые могут читать современные курсы лекций для магистрантов и аспирантов. У нас отсутствуют учебники  продвинутого уровня по большинству экономических дисциплин.

РГ : А в чем сложность создания подобных  учебников?

Полтерович : Даже перевести западные учебники непросто. Для этого необходимо привлечь специалистов, знающих соответствующий предмет, а они все нарасхват, у них нет времени заниматься переводами. Еще труднее написать учебники, отражающие специфику российской экономики. Даже европейцы следуют американским учебникам, лишь недавно сделаны попытки  приспособить их  к европейским реалиям.

РГ : С чем это связано?

Полтерович : С тем, что новейшие экономические теории разрабатываются, главным образом, в самой богатой стране - в США, и в этом процессе участвуют эмигранты со всего мира, в том числе, и из России. А российская экономическая наука в последние годы отчаянно боролась за существование. В условиях недостаточного финансирования она мучительно преодолевала советское идеологическое наследие, одновременно осваивая западные достижения и осмысливая российские экономические реалии, подчас не объясняемые стандартной теорией.

РГ : Но  были же в СССР российские ученые, такие, как нобелевский лауреат Леонид Канторович, который внес огромный вклад в развитие мировой экономической теории, науки и практики.

Полтерович :  В середине прошлого века , в России, под влиянием идей Леонида Канторовича  сформировалось очень сильное экономико-математическое направление, круг единомышленников. Они  создавали интересные работы, которые были просто непонятны идеологам. Но время изменилось. В 90-е годы экономика стала в один момент  рыночной. Откуда было взяться в России таким специалистам. Конечно, у России еще будут нобелевские лауреаты в области экономики. Для этого нам надо воспитать целое поколение молодых людей.

РГ :  Вы знаете , как исправлять ситуацию ?

Полтерович : Повышая требования и  к тем, кого  принимаем на учебу в экономические вузы и к качеству самого образования на территории всей России. В рамках НЭА мы планируемо создать комиссию по экономическому образованию для экспертизы экономических программ и содержания отдельных курсов. Лучшие программы будут публиковаться на  сайте НЭА.  Надеемся, со временем НЭА станет настолько авторитетной организацией, что различные высшие учебные учреждения сами будут стремиться отдавать нам на экспертизу свои программы. Многое предстоит  сделать для повышения качества аспирантуры. Здесь у нас обширные планы по совершенствованию  общероссийских стандартов, требований к кандидатским и докторским диссертациям. В этом вопросе мы рассчитываем на тесное  сотрудничество с Высшей Аттестационной Комиссией.  За последние годы ВАК уже принял целый ряд новаторских  решений. К примеру, утвердил  перечень научных журналов, в   которых должны публиковаться основные результаты диссертаций, выдвинул требование: в таких журналах статьи обязательно должны рецензироваться, Сейчас идет  дискуссия о том, надо ли разделять экспертный совет ВАКа на тех, кто "инспектирует" прикладную и  теоретическую экономику. На мой взгляд, важно сохранить единство экспертного совета для того, чтобы в процессе экспертизы "теоретики" и "прикладники" дополняли друг друга, способствуя повышению уровня диссертационных работ.