15.12.2009 00:18
Экономика

Торговые сети ожидают взлета продаж в новогодние праздники

Кому выгодны длинные новогодние каникулы
Текст:  Наталья Барановская
Российская Бизнес-газета - : №48 (732)
Читать на сайте RG.RU

Новогодние каникулы в 2010 г., по уточненным расчетам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, обойдутся экономике России в 700 млрд рублей. Но это - экономике в целом. Многим же компаниям такие длинные каникулы только на руку. И именно от первой декады января они рассчитывают получить максимальные дивиденды. В первую очередь речь идет о компаниях развлекательногого профиля. Кинотеатрам, например, каникулы традиционно приносят тройную выручку.

"Новогодние каникулы (профессионалы их называют "сладкие даты" или "новогодний пирог") - вожделенные даты прежде всего для продюсеров, - говорит Нина Ромодановская, руководитель проекта "ПрофиСинема". - Это время традиционно считается временем отечественного кино. Свободное от работы население устремляется в кинотеатры, и четыре года подряд в новогодние праздники лидировали российские ленты, в то время как их доля в общих кассовых сборах в 2008 году не превышала 28%, а в предыдущие годы была еще меньше".

А вот клубам в предстоящие каникулы придется туго. Сейчас по всей стране их проверяет пожарнадзор, и на этот раз, похоже, предписаниями инспекторы не ограничатся. Будут закрывать. Пиротехническим компаниям и устроителям огненных шоу предстоящие новогодние каникулы тоже ничего хорошего не сулят.

Зато для операторов мобильной связи новогодние каникулы - настоящий праздник денег. Абоненты поздравляют друг друга все десять дней, но пик контактов, конечно, приходится на новогоднюю ночь. Как сообщили "РБГ" в компании "Вымпелком", 31 декабря прошлого года трафик был в полтора раза больше, чем в обычный рабочий день. Постепенно к вечеру он возрастает, и в новогоднюю ночь в среднем в 10 раз выше, чем обычно.

Торговые сети отмечают рост выручки накануне праздников и начиная с 3 января.

Покупатели, понятно, сначала запасаются продуктами и подарками, а после Нового года, едва придя в себя, пополняют запасы. Казалось бы, десятидневному загулу должны радоваться и аптечные сети: средства от похмелья и для пищеварения, по идее, должны пользоваться повышенным спросом все 10 дней. Ан нет.

"Продажи в первые недели января в аптеках падают по сравнению с декабрем на 20-25%, - говорит Юлия Нечаева, директор отдела розничного аудита DSM Group. - Во-первых, уменьшается уровень заболеваемости, поскольку люди меньше пользуются общественным транспортом, где высок риск подхватить вирусные заболевания. Во-вторых, в последние недели декабря происходит увеличение продаж, люди запасаются лекарствами, чтобы в праздники не ходить лишний раз в аптеку, и приобретают аптечные товары в подарок - например, тонометры, элитную косметику и пр. После каникул продажи в аптеках возвращаются на средний уровень. И в целом продажи января ниже, чем в декабре, на 10-15%".

Интернет-магазины в большинстве отдыхают только пару дней, а потом - за работу. "У занятых людей наконец появляется возможность не спеша выбрать товар, совершить покупку, - объясняет Ольга Соболь, главный бухгалтер интернет-магазина бытовой техники "ЗВИ". - Обычно в новогодние каникулы продажи растут процентов на 20-25. Так что работать будем начиная с 4 января".

Некоторые интернет-магазины только делают вид, что работают: заказы принимают, а товар не доставляют. "Мы активно работаем до праздников - высоким сезоном у нас считается декабрь, - говорит Михаил Осин, менеджер по связям с общественностью интернет-магазина OZON.ru. - Посетители сайта покупают подарки к Новому году. После 31 декабря активность покупателей на некоторое время снижается. Сайт, конечно же, продолжает работать, посетители могут оформлять заказы, но обработаны они будут сразу после конца каникул. С точки зрения того, что операции в эти дни приостанавливаются - это, наверное, минус. Но есть и плюсы. Во-первых, это как ночное время в метрополитене - появляется возможность сделать те вещи, которые накладно осуществить, когда предприятие работает. Для этих целей часть сотрудников выходит на работу, для остальных же это заслуженный отдых после тяжелого предновогоднего сезона".

В отличие от продуктов, лекарств, общения и развлечений финансовые услуги повышенным спросом в начале января не пользуются. Банкиры отдыхают по графику страны. "Традиционно многие разъезжаются в новогодние каникулы, и активность потребителей банковских услуг снижается. Таким образом, в первые новогодние дни вряд ли можно ожидать роста числа клиентов, - отмечает Игорь Жигунов, заместитель председателя правления Городского ипотечного банка. - Как правило, после нескольких дней каникул резко возрастает спрос на банковские услуги, связанные с расчетами, переводами. До Нового года возрастает спрос на банковские ячейки".

А для страховщиков каникулы - не такое пустое время. Ведь если потенциальный клиент проводит праздники дома, его можно взять, что называется, тепленьким. "Агенты работают по своему обычному графику, и, безусловно, они используют новогодние каникулы для активной работы с населением, - говорит руководитель департамента развития розничной сети "Росгосстраха" Руслан Сатюков. - Офисы продаж в разных регионах страны будут работать по графику, который определяет руководитель филиала. Там, где наблюдается наплыв клиентов, при необходимости увеличивается время работы офисов. На начало года у значительной части наших клиентов традиционно приходится время перезаключения договоров ОСАГО. Существенный объем продаж полисов приходится в этот период именно на автогражданку".

Российский автопроизводитель отдыхает спокойно: подлечивает известным способом нер вы и на работу не спешит. АвтоВАЗ, например, гуляет с 28 декабря по 11 января. А вот строителей длинные каникулы не радуют. "Московские стройки не останавливаются практически ни на минуту. В дни новогодних и рождественских праздников число рабочих на объектах сокращается, однако остановка была бы губительна, поэтому процесс возведения новых метров часто продолжается нон-стоп. Одним словом, у столичных строителей длинных каникул не бывает, по скольку стройкомплекс не дает им расслабиться. В регионах ситуация несколько другая. Если заказчик работает, то и подрядчик не гуляет. Хочешь не хочешь, а мастерок придется держать в руках, - объясняет Сергей Сидоров, исполнительный директор СРО "Альянс строителей". - Длительность новогодних каникул зависит от рода деятельности компании, решения ее руководства и зачастую от плана ввода объекта в эксплуатацию".

Однако построенные метры в каникулы не продаются. Наверное, это единственный период, когда рынок недвижимости "отдыхает".

Товары и цены