Все главные областные финансовые документы оказались похожи друг на друга: в них предусмотрен дефицит, но расходы на социальные нужды сокращены не будут.
В некоторых регионах даже изыщут возможности для дополнительного финансирования этой сферы. Так, например, поступят в Курской области. Региональный бюджет традиционно называют социально ориентированным, однако в наступающем году эта статья расходов вырастет по сравнению с 2009-м еще на два процента - до 53.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Год назад основной финансовый документ области верстался в условиях разгорающегося экономического кризиса и законодатели были вынуждены урезать финансирование многих программ. В течение 2009-го региональную экономику удалось немного подтянуть, что позволило увеличить доходы от налогов. Если по итогам 2008 года индекс промышленного производства в Курской области составил лишь 95,4 процента, то в 2009-м, по прогнозам, будет 98. Поэтому депутаты несколько раз корректировали параметры бюджета в сторону увеличения. В окончательном виде документ предусматривает расходы в размере 20,6 миллиарда рублей, доходная часть составит около 18,7 миллиарда.
Свыше 10 миллиардов рублей позволят в полном объеме выполнить обязательства по поддержке ветеранов и всех категорий социально незащищенных граждан. Заложенные средства в первую очередь предусматривают финансирование льгот и пособий. Но параметры казны дадут возможность увеличить расходы на целый ряд других значимых мероприятий. Почти 123 миллиона будет выделено на строительство жилья для учителей и врачей. Около 20 миллионов сверх плана пойдет на обеспечение населения питьевой водой, и таким образом эта острейшая проблема будет, по сути, решена. Наконец, на 286 миллионов рублей вырастет финансирование дорожного строительства.
Индикатором социальной ориентированности бюджета, по оценкам экспертов, стал также отказ региональных парламентариев от повышения ставки транспортного налога. Показательно и то, что в наступающем году расходы на содержание чиновников будут уменьшены на 9 процентов.
О сокращении затрат по этой статье много говорится и на Тамбовщине. Например, акцизные доходы область готова отдать муниципалитетам лишь при условии, что местная власть умерит аппетиты. Скажем, в Тамбовской гордуме зарплату получают три депутата, а обслуживают думское управление 54 чиновника.
"Аппарат как в столице", - прокомментировал этот факт губернатор Олег Бетин. Администрация региона готова подать пример и намерена сократить расходы на свое содержание на 20 процентов. Правда, за счет техперсонала, значительную часть которого выведут за штат. Заказывать услуги чиновники теперь будут на стороне. В результате затраты на содержание, скорее всего, даже вырастут, но уже по другой статье.
Что касается параметров тамбовского регионального бюджета, то он принят в окончательном варианте с дефицитом 544,5 миллиона рублей (2,7 процента расходной части). Разницу планируется покрыть за счет бюджетных кредитов. Начальник областного финуправления Людмила Третьякова уточнила, что в последнем варианте верстки несколько увеличены межбюджетные трансферты и финансирование областных инвестиционных программ. В нынешнем году доходы региона по сравнению с прошлым выросли почти на четыре миллиарда рублей. Правда, абсолютные цифры невелики - 19,4 миллиарда рублей, а прибавку дала реализация крупных федеральных проектов в АПК.
Одним из источников дополнительных доходов - 350 миллионов рублей - стала экономия на госзакупках, достигнутая за счет развития конкуренции среди поставщиков и внедрения системы виртуальных торгов. Долгожданным подарком стала передача регионам акцизов от продажи алкоголя, за счет чего в следующем году дополнительно поступит 160 миллионов рублей. Но одновременно на областные власти будет возложена ответственность за летний отдых детей, содержание учреждений начального и среднего профобразования, выплату компенсаций за детский сад и транспортные льготы. "Несмотря на увеличение нагрузки, региональный бюджет с ней справится", - заверил Олег Бетин.
Расходы на сельское хозяйство, содержание дорог, культуру сократятся. При этом на социальные нужды в 2010 году предусмотрено потратить 55,5 процента от всех расходов. Но сочетание трех пятерок еще не гарантирует отличное исполнение обязательств. Поможет традиционная "недостаточность" области - от кризиса меньше всего пострадали регионы с низкими доходами на душу населения.
Скрытые резервы обнаружились в системе образования. Федеральное ведомство установило, что 1,5 миллиарда рублей нецелевых расходов пошло на зарплаты чиновников, работающих в этой сфере. При этом доходы учителей остаются низкими. Сокращать расходы будут по той же схеме, что и в содержании чиновников: за штатом останутся уборщицы и технички. Зато директора школ, по мнению начальника облуправления образования и науки Натальи Астафьевой, должны стать "людьми государственными".
В еще более бедственном положении - воспитатели дошкольных учреждений. С 1 сентября для них введена новая система оплаты труда, разработанная местными органами власти. В результате педагоги сели на "минималку", хотя перестановка слагаемых затевалась ради увеличения их зарплаты.
Исполнение доходной части бюджета пока тоже вызывает опасения. В июле Олег Бетин признал, что по собираемости основных местных налогов область занимает последнее место в ЦФО. На публичных слушаниях по бюджету глава пригрозил административным мерами неплательщикам и тем представителям малого и среднего бизнеса, кто уводит свои доходы в тень.
По тому же пути, что и тамбовские депутаты, пошли их коллеги из Воронежской области. Мало того, что бюджет региона сохранит социальную направленность, так еще на обеспечение обязательств в соцсфере пойдет примерно 77 процентов объема расходной части - на 107 миллионов рублей больше, чем в 2009-м.
Прогнозируемый объем доходов - около 36,7 миллиарда рублей (из них почти 11 составят дотации из государственного бюджета), расходов - порядка 39,8. Дефицит - 12 процентов к общему объему доходов без учета федеральных поступлений.
Обсуждая проект казны в профильных комитетах, депутаты внесли 17 поправок, увеличив доходную часть на 92,5 миллиона рублей (за счет акцизов на нефтеперерабатывающие предприятия), расходную - на 117 миллионов. Это позволило добавить по 20 миллионов к расходам на соцзащиту населения, образование и содержание детских интернатов, а также здравоохранение. Возросли затраты на сельское хозяйство и правоохранительную деятельность. В 3,5 раза по сравнению с текущим годом будут увеличены расходы на обеспечение жильем молодых семей, капремонт многоквартирных домов и противодействие потреблению наркотиков. Область продолжит строительство перинатального и кардиологического центров, отказавшись, в частности, от закупок высокотехнологичного оборудования для медучреждений.
В минрегионразвития положительно оценили параметры воронежского бюджета, при этом заметив, что в условиях кризиса его исполнение может быть затруднено. Министерство прогнозирует, что по итогам 2010 года поступления в областную казну будут на 900 миллионов рублей меньше, чем запланировано. А бюджет сверстан исходя из роста ВРП на 1,8 процента. Власти региона, впрочем, указывают на то, что в 2009-м падение доходов региона было втрое ниже, чем в среднем по стране. К тому же в администрации ищут новые источники поступлений. Уточняется эффективность налоговых и прочих льгот.
Липецкая область в следующем году останется регионом-донором. По словам начальника облуправления финансов Вячеслава Щеглеватых, при принятии такого решения в правительстве РФ учитывали бюджетные показатели за последние три года, а они довольно высокие. Однако почетный статус означает, что получить дотации из федерального бюджета региону в 2010 году будет непросто.
Учитывая это обстоятельство, а также то, что существенно уменьшились и поступления по налогам, власти сильно сократили параметры бюджета. Доходы составят 19,2 миллиарда рублей, расходы - 22,8. В результате прогнозируемый дефицит в 2010 году - 3,6 миллиарда, а с учетом долговых обязательств области - 5,3. Для погашения дефицита будут привлечены банковские кредиты. К тому же в регионе все-таки рассчитывают на помощь из федеральной казны.
Несмотря на все сложности, бюджет сохранит социальную направленность. Как сообщает обладминистрация, 632 миллиона рублей будет направлено на финансирование программ материнства и детства, свыше 1,1 миллиарда - на поддержку граждан пожилого возраста. Продолжатся выплаты социальных пособий людям с низкими доходами. Ассигнования на оказание дополнительных мер социальной поддержки населению в целом составят 3,3 миллиарда рублей. Объем межбюджетных трансфертов органов местного самоуправления превысит 9 миллиардов - 41 процент областного бюджета.
По сложившейся традиции в Орловской области сверстан самый маленький бюджет в ЦФО. Но даже здесь предусмотрено увеличение расходов на соцсферу и капитальное строительство, которое намечено на фоне нелучших финансовых показателей 2009 года. Впрочем, по осторожной оценке руководителя регионального департамента финансов Валентины Щипковой, 2010-й Орловщина проживет как минимум не хуже. По расходам следующий бюджет даже немного превзойдет предыдущий (16,7 миллиарда рублей), а дефицит сразу установлен на максимально возможном уровне - 1,23 миллиарда.
По словам чиновницы, в этом году областная казна недосчиталась около двух миллиардов рублей собственных доходов. Причину специалисты видят, прежде всего, в снижении налоговых поступлений. Орловщина вошла в число регионов, особенно пострадавших от последствий финансово-экономического кризиса. Более других отраслей подвели промышленность и строительство. В середине года падение показателей в них достигало 40-50 процентов. К осени удельный вес убыточных предприятий достиг рекордных 39 процентов, а реальный объем прибыли предприятий упал наполовину.
С сентября ситуация стала улучшаться, тем не менее финансовый год регион закончит с удручающей статистикой. Удержаться удалось только за счет коммерческих кредитов и помощи федерального центра. В 2010-м область рассчитывает на удачное выполнение плана приватизации. Впервые за многие годы он не был утвержден с первой попытки. Депутаты решили направить его на антикоррупционную экспертизу.
Как обычно, планируется привлекать кредитные средства. Кроме того, власти рассчитывают на рост налоговых сборов и, пожалуй, впервые делают ставку на активное участие в целевых федеральных программах и привлечение средств из госбюджета.
Несколько иначе, чем в других регионах, на ситуацию смотрят власти Белгородской области. Да и то - речь, по сути, идет лишь об изменении формулировок. Если в предыдущие годы депутаты областной Думы, говоря о бюджете, часто использовали определение "социально ориентированный", то в нынешнем году его старательно избегают. Зато подчеркивают реалистичность главного финансового документа. Предполагается, что доходная часть в 2010 году составит более 27 миллиардов рублей - при прогнозируемых расходах свыше 34 миллиардов.
Впрочем, губернатор Евгений Савченко поставил перед депутатами конкретную задачу: взятые обязательства необходимо обеспечить в полном объеме, а социальные выплаты не должны урезаться. Но на повышение расходов в этой сфере рассчитывать не приходится. В условиях сокращения объемов налога на прибыль основные надежды связаны с ростом налоговых поступлений от граждан. Уже сейчас доля НДФЛ составляет около трети всех сборов. Более того, для ее дальнейшего увеличения власти намерены предпринять новые шаги по борьбе с зарплатами в "конвертах". Это, в частности, обнародование списка малых и средних предприятий, которые платят налог на доходы физлиц из расчета средней зарплаты ниже шести тысяч рублей. Среди компаний, работники которых якобы получают сущие копейки, - вполне благополучные строительные организации, магазины, рестораны и агентства недвижимости. С ними властям предстоит провести "разъяснительную работу".
Законодатели также рассчитывают, что почти один миллиард рублей составят доходы от выросшего на четверть транспортного налога. Для оптимизации поступлений депутаты планируют отменить в будущем году льготы по налогу на имущество для компаний, которые активно инвестировали в птицеводство и свиноводство. Впрочем, крупные агрохолдинги пострадали от кризиса меньше, чем представители других отраслей производства, а значит, и с налоговой нагрузкой справятся.
Антон Силуанов, заместитель министра финансов РФ:
- Наличие дефицита бюджета не означает наличие финансовых проблем в регионе. Как правило, самые большие дефициты имеют сильные с финансовой точки зрения регионы, имеющие бюджетную обеспеченность выше среднероссийской. И наоборот, регионы, получающие финансовую помощь из центра, имеют либо небольшие дефициты, либо принимают сбалансированные бюджеты.