Екатеринбург, наряду с Новосибирском, Самарой и Нижним Новгородом, попал в число городов, которые посетили представители Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC). Отправиться в турне по России их заставило резкое падение продаж "ножек Буша".
Стройные ножки
В 2009 году объемы экспорта куриного мяса в РФ упали почти в два раза. Не оправдались надежды ни на кризис, ни на приток потребителей, напуганных истерией вокруг свиного гриппа.
- Наша цель - успокоить население, дать гарантии, что фабричная продукция в России и США контролируется по схожим схемам, - прокомментировал Альберт Давлеев, вице-президент Международной программы развития птицеводства.
Убеждали публику в качестве и безопасности замороженной курятины посредством демонстрации "в картинках" технологии производства. Суть двухчасового выступления доктора ветеринарии Марка Лобстейна сводилась к тому, что никакой разницы между тем, что едят американцы, и тем, что поставляется в Россию, нет. А использование гормонов при производстве кормов в США вообще запрещено законом.
На реплику корреспондента "РГ", что потребитель выбирает продукт не по количеству сертификатов, а по вкусу, чем "ножки Буша", к сожалению, не всегда могут похвастаться, господин Давлеев предложил провести закрытую дегустацию. По его мнению, рядовой покупатель не сможет отличить заокеанскую курицу от отечественной.
- Вы не найдете на прилавках российских магазинов мясо птицы из США старше четырех месяцев, субпродукты - старше трех месяцев. По ГОСТу замороженное мясо может храниться при температуре минус 18 градусов целый год, только после этого начинаются необратимые физико-химические изменения, - подчеркнул господин Давлеев.
Между тем в Свердловском управлении Роспотребнадзора на протяжении трех последних лет фиксируется стабильно высокий уровень забраковки мясной продукции - порядка 11-12 процентов. Так, в 2008 году было проверено 21,8 тонны мяса птицы. Из 27 проб 13 не соответствовали ГОСТу по завышенной массовой доле влаги, выделившейся при размораживании (вместо 4-х - 5,3-11,5 процента). Большая часть забраковок по этому показателю (свыше 92 процентов) пришлась на продукцию зарубежных производителей (США, Германия, Бразилия). За 9 месяцев 2009 года было проверено 257 организаций, торгующих мясом птицы. Изъято 3,06 тонны, в том числе 0,2 - импортного. Основные нарушения, зафиксированные инспекторами: неправильная маркировка товара, отсутствие сопроводительной документации, несоответствие требованиям стандарта, ТУ.
Подрезать крылья
Очевидно, Поволжье, Урал и Сибирь были выбраны для информационной атаки заморских птичников не случайно. Здесь процент потребления импортного мяса выше, чем в других регионах, хотя тенденция к импортозамещению налицо. В том же СФО 15 лет назад заокеанские окорочка занимали почти 50 процентов рынка, сегодня - лишь 15-20. На Среднем Урале продукцию американского птицепрома практически полностью вытеснили местные производители. Но ниша для рывка все же остается: сейчас на каждого россиянина приходится 22 килограмма куриного мяса и субпродуктов в год, в Европе - 28 кило, в Америке - 42.
Вопрос в том, кто ее займет. Большинство экспертов отдают приоритет отечественным птицефабрикам. При мощной государственной поддержке это вполне реально. В результате сокращения квот в течение трех ближайших лет количество импортного куриного мяса на прилавках российских городов должно уменьшиться вдвое. Если в 2009 году в страну было ввезено 952 тысячи тонн, то в 2010-м планируется не более 780 тысяч, а в 2012-м квота составит всего 550 тысяч тонн.
- Отечественные производители будут иметь преимущества, но из-за недостаточной конкуренции можно ожидать монополизации рынка и роста цен, - считает Альберт Давлеев.
- Мы давно добивались сокращения импорта. Такой шаг будет способствовать развитию отечественных птицефабрик, - возражают в НО "Союз "Средуралптицепром".
Сосед-конкурент
Среднеуральские птицеводы считают, что если и стоит опасаться усиления конкуренции, то лишь со стороны ближайших соседей. Из 2,4 миллиона тонн мяса птицы, произведенного в стране в 2008 году, на долю Свердловской области пришлось 92 тысячи тонн, Челябинской - почти 150 тысяч. Южный Урал занимает четвертое место в России по темпам развития отрасли. Благодаря большим объемам здесь самые низкие цены в УрФО на продукцию птицепрома. Более того, южноуральцы вторгаются на территорию других регионов: одним из основных конкурентов свердловчан сегодня является агрообъединение из Аргаяшского района Челябинской области. Причем не только на торговых прилавках: бизнесмены из соседнего региона активно скупают активы обанкротившихся птицефабрик.
По мнению американских экспертов, преимущество южноуральцев в том, что они не опираются на государственный капитал. Когда происходила приватизация птицефабрик, свердловское правительство оставило контрольные пакеты акций за собой. А в Челябинской области все предприятия были отданы в руки частников.
- Региональная стратегия 10-15-летней давности дала трещину: ГУПы не вышли на плановые параметры. Их основная задача - сохранять рабочие места. Средняя производительность труда на отечественных птицефабриках в 3-5 раз ниже, чем в Европе. Предприятия должны быть частными, а государство может лишь оказывать поддержку в виде долгосрочных и инвестиционных кредитов, - уверен Альберт Давлеев.
Словно спохватившись, министерство по управлению госимуществом Свердловской области заявило о том, что готово продать акции четырех птицефабрик. По словам главы ведомства Алексея Молоткова, в 2010-2011 годах предприятия будут реорганизованы из ОГУП в ОАО, а затем выставлены на торги. Полученные средства планируется направить на покрытие дефицита областного бюджета. Правда, пока эта инициатива не нашла поддержки ни у депутатов, ни у нового губернатора. Так, Владимир Машков, председатель комитета по промышленной, аграрной политике и транспорту Заксобрания Свердловской области, заявил, что планируемая от продажи активов выручка - 500 миллионов рублей - слишком мала для предприятий, которые дают 80 процентов дохода всех областных ГУПов.
В поисках баланса
Вместе с тем нельзя сказать, что приватизация - единственный путь развития отечественных предприятий. Тот же господин Давлеев признает, что слепое копирование западной системы эффекта не дает. Если российский птицепром опирается на фабричное производство, то в США, например, распространена контрактная схема: фермеры заключают с крупными компаниями договоры на выращивание птицы. Комбикорм, вакцины, убойные и перерабатывающие цеха - все принадлежит компании - владельцу торгового знака. Она же занимается организацией сбыта. Стадо обязательно страхуется. В случае падежа или угрозы эпизоотии компенсируются затраты на корм и недополученная выгода.
- Пять лет назад совместно с Всемирным банком мы пытались внедрить в России аналогичную программу. Все уперлось в себестоимость птичника - один миллион долларов, - сожалеет глава российского представительства USAPEEC.
Долгое время импортные окорочка выигрывали за счет дешевизны, но сегодня разрыв не превышает 15-20 процентов. Осенью средняя цена охлажденного мяса курицы составляла 90-140 рублей за килограмм, замороженного - 80 рублей. Импортное стоило 60-80 рублей.
По мнению руководителей свердловских птицефабрик, импортные куры были дешевле, потому что доллар стоил 23 рубля. И поставки шли большим оптом. Сегодня, когда валюта подорожала, объемы поставок упали и цены почти сравнялись. А при равной стоимости покупатель предпочитает брать то, что изготовлено рядом, а не за десятки тысяч километров.
Конкуренты предлагают компромисс.
- Отечественным предприятиям удается держаться на плаву за счет хорошего урожая и низкой стоимости кормов, иначе уже давно настал бы коллапс. Хотелось бы, чтобы Россия занималась и экспортом, и импортом куриного мяса. Нужно найти баланс. Завозить, к примеру, то, что невыгодно производить здесь, по очень низкой цене, и наоборот, дорогое продавать - в Китай, например, - говорит Альберт Давлеев.
Евгений Наруков, генеральный директор агрохолдинга "Уралбройлер":
- Покупатель, привыкший голосовать рублем, начал всерьез задумываться о здоровье. При этом формируется наиболее доверительное отношение к продукции местных производителей. Покупателю важно знать, в какой местности выращивался цыпленок, насколько среда благоприятная и экологически чистая. Продукция нашего агрохолдинга в Челябинске известна 99,5 процента населения, в Екатеринбурге - 77,5. Это вполне логично, поскольку птицеводческое предприятие "Уралбройлер" - одно из крупнейших на Урале - ежемесячно производит 3,5 тысячи тонн мяса птицы. За последние три года компания втрое увеличила объем производства. Ежедневно треть жителей уральского региона покупают продукцию торговой марки "Аргаяша". Мясо птицы - один из основных продуктов потребительской корзины уральцев, это ощущается по растущему спросу. В этой связи успешно развивается сеть фирменных магазинов, состоящая из более чем 50 точек. Бизнес компании логистически организован таким образом, что представительства торгового дома имеются в Челябинске, Магнитогорске, Екатеринбурге.