17.12.2009 00:18
Культура

Николай Коляда представил публике свою интерпретацию "Вишневого сада"

Коляда поставил Чехова в экспортном варианте
Текст:  Ксения Дубичева (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (5067)
Читать на сайте RG.RU

Коляда-театр выпустил "Вишневый сад". Режиссер создал лубочный вариант прочтения великого произведения Антона Павловича Чехова.

В Коляда-театре бытует легенда, как Чехов, остановившись в Екатеринбурге по дороге на Сахалин, прогуливался по Вознесенской горке и наткнулся на цветущие деревья у особняка, где сейчас располагается театр, и воскликнул: "Вишневый сад!" Через 13 лет, утверждает легенда, впечатление вылилось в соответствующее произведение (предполагается, что в 1890 году в уральских широтах вишни расцветали в апреле). Несмотря на такую "тесную связь" с классиком, Коляда взялся за его произведение впервые - уже после Шекспира и Гоголя, что, возможно, объясняется трепетным отношением к Антону Павловичу.

Коляда строит спектакль по правилам, опробованным в "Ревизоре" и обкатанным в "Женитьбе". Традиционно унылое поместье Раневской в режиссерской интерпретации превращается в ярмарочный балаган, где поют, пляшут и пьют горькую. На коренной вопрос пьесы, почему же все-таки уничтожают сад, Коляда отвечает кратко: потому что все постоянно навеселе. Этим и объясняется триумф единственного трезвенника Лопахина (Олег Ягодин).

Лучшая роль в спектакле, на мой взгляд, - Петя Трофимов. В пику традиции Антон Макушин играет чрезвычайно энергичного и целеустремленного индивидуума, который не теряет человеческого лица, даже будучи в стельку пьяным: и утратив вертикаль, он все равно говорит о необходимости "выдавливать из себя раба" и о том, что "в человеке все должно быть прекрасно".

Диагноз Коляды суров, но спектакль не сводится к пропаганде трезвого образа жизни. В пронзительном финале герои обретают человеческое лицо и поистине чеховский масштаб, но уже слишком поздно... Как это и бывает в жизни.

В январе спектакль труппа покажет во Франции, на открытии года содружества культур двух стран.

Кстати

Предыдущая премьера Николая Коляды, "Трамвай "Желание", номинирована на главную театральную премию России - как лучший камерный спектакль, лучшая режиссерская работа в драматическом театре. Ирина Ермолова (Бланш) номинирована как исполнительница лучшей женской роли.

Театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь