Депутаты Госдумы определили для торговой деятельности в России цивилизованные и, главное, законные рамки.
Разногласия разрешились, споры исчерпаны. И вчера правительственный законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" был принят во втором чтении, которое считается основным. Во время последнего, третьего чтения Дума, как правило, ограничивается лишь технической правкой документов. Впрочем, и она бывает важна. В таких законах даже запятая может оказаться значимой. Но спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов накануне пообещал лично следить даже за самыми маленькими изменениями в тексте, вплоть до последней запятой, до тех пор, пока закон о торговле не покинет стен Госдумы.
Большинство народных избранников убеждены, что острая дискуссия, которая развернулась вокруг законопроекта, оказалась полезной. Владельцы многих торговых сетей, узнав о перспективах, которые их ожидают, заранее поспешили отказаться от применения недобросовестных практик, взимания бонусов, навели порядок в сроках расчетов с поставщиками. А законодатели, внимая общественному мнению, смогли уточнить наиболее спорные позиции. Но цель законопроекта, по словам председателя профильного комитета Евгения Федорова, осталась прежней. "Законопроект в первую очередь направлен на интересы потребителей, на создание равных возможностей производителей, поставщиков и розничных торговых сетей, в том числе посредством развития конкуренции", - заявил Федоров, убежденный в том, что реализация закона о торговле "приведет к ограничению роста цен и к их снижению". Хотя документ не предполагает прямого регулирования цен и наценок, поскольку, по словам главы комитета, "это невозможно осуществить и противоречит принципам рыночной экономики".
"Мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке - самая главная составляющая законопроекта. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. Мы должны законом заранее определить порог доминирования и не дать предпринимателям переступить эти законодательные рамки", - считает Евгений Федоров.
Ко второму чтению в законопроект поступило всего 322 поправки. 108 Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал к принятию, 214 - к отклонению. Были уточнены предельные сроки платы за поставленную в торговлю продукцию: 10, 30 и 45 календарных дней в зависимости от сроков годности продукции. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки. Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно - оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней.
Ко второму чтению была внесена поправка, предоставляющая правительству право при определенных условиях устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов. "Государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форс-мажорными обстоятельствами", - пояснил зампред думского Комитета по экономической политике и предпринимательству, руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта Андрей Голушко.
Законопроект устанавливает барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками. "Бонусы за "доступ к полкам", навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требование об эксклюзивности договора, требование о предоставлении информации обо всех договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товара, занижение цены и т.д. - все это должно уйти в прошлое", - подчеркнул Голушко. Предусмотрен единственный случай, когда торговля имеет право на вознаграждение - вознаграждение за объем проданных товаров. Вознаграждение включается в цену, но его размер не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом запрещается выплата вознаграждения по отдель ным видам социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном правительством.
Законопроект не допускает излишнего вмешательства региональных и муниципальных органов власти в торговую деятельность. Чиновники не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны даже под предлогом защиты региональных рынков. Запрещаются различного рода поборы с торгового бизнеса. Законопроект устанавливает антимонопольные ограничения, в том числе порог доминирования на уровне 25 процентов. То есть торговые сети не могут приобретать дополнительные торговые площади, если их доля в объеме реализации продукции на территории превышает 25 процентов. Для субъектов Федерации эта норма начинает действовать с 1 января 2010 года, а для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, с 1 июля 2010 года.
Проголосовав за проект закона о торговле уже в конце пленарного заседания, думцы не исключили, что могут вернуться к нему и внести изменения, которые будут востребованы жизнью.