21.12.2009 00:30
Культура

"Аватар" Джеймса Кэмерона восстает против министров-капиталистов

"Аватар" Джеймса Кэмерона восстает против министров-капиталистов
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №245 (5069)
Читать на сайте RG.RU

Фильм Джеймса Кэмерона "Аватар" - не просто очередная премьера. Это начало нового культа, объявление новой эры в кинематографе. Он, думаю, может стать такой же вехой в киноистории, какой были "Звездные войны".

После появления "Звездных войн" кино уже не могло быть прежним. Его захлестнула волна межпланетных сказок, страсть к сотворению новых миров. Все его технологии развернулись в этом направлении, визуальная аскеза прежних фильмов стала казаться архаикой. Аттракцион потеснил, а потом и вытеснил искусство. Миры начали плодиться с невиданной скоростью: пошли экранизации фантазий Толкиена и Роулинг, не говоря о вариантах подешевле, о сериалах и пародиях на них. Драконов на экранах развелось больше, чем кур.

Кэмерон обещал вывести все это на новый уровень. 13 лет назад он вывел на новый технологический уровень мелодраму - возник культ "Титаника", фильма в своем жанре совершенного. Теперь он соединил технологии с искусством в "Аватаре" - и возник "фэнтези", тоже в своем роде совершенный.

Фильм многослоен. Часть зала примет его как крутое приключение в духе ролевых компьютерных игр, для молодых зрителей давно ставших бытом. Люди, по инерции ищущие в искусстве сверхзадачу и смысл, увидят в нем и серьезное обвинение не в меру самоуверенной цивилизации. Это фильм, проникнутый презрительной ненавистью к войне, военщине и насилию, обожествляющий природу как источник и символ гармонии и мира. И это политический памфлет, в котором грохочет эхо Вьетнама и Афганистана, Ирака и Чечни. А самая прямая ассоциация - история завоевания европейцами индейской Америки: этот мотив поддержан характером костюмов и красочных обычаев жителей планеты Пандоры.

Весь фильм от начала до конца придуман Кэмероном - у него нет литературных первоисточников, хотя визуальных параллелей можно обнаружить уйму. Вплоть до нежнейшей "Рыбки Поньо" - пантеистического гимна Хаяо Миядзаки. Но, несомненно, первотолчком его фантазии послужили наши компьютерные перевоплощения в фантастических персонажей видеоигр. Вся механика та же: ухватив мышку, впадаешь в род галлюцинации и сражаешься до полной гибели всерьез, оставаясь невредимым. Отсюда, из компьютерного сленга, и название. Но в отличие от стандартных компьютерных лабиринтов этот мир Кэмерона выглядит цельным и убедительным, в нем не случайно все, включая образ жизни и язык его обитателей.

Этот чужой экзотический мир поможет нам вернуться к полузабытым основам земной морали.

Герой фильма Джейк (Сэм Уортингтон), ветеран-морпех с парализованными ногами, попадает на планету Пандору, которую земляне хотят отвоевать у племен нави, чтобы овладеть богатствами ее недр. Аборигены - стройные гиганты с голубой кожей, широким носом и золотыми глазами, и чтобы завоевать их доверие, низкорослые земляне используют аватара - искусственное создание, внешне похожее на нави, но руководимое галлюцинирующим Джейком: он в своей капсуле переживает визуальные приключения, которые его дубль переживает наяву. Значительная часть 163-минутной ленты уходит на привыкание к правилам игры, но игра стоит свеч.

Собственно фильм начнется, когда вы вслед за Джейком впадете в галлюцинирующее состояние. Чему немало способствуют 3D-очки, как бы отгородившие вас от реальности. Хотя трехмерное изображение быстро перестает быть новинкой и сенсацией, такого умелого и целенаправленного использования 3D еще не было - Кэмерон и здесь оказался первым. Ему удалось преодолеть даже обычное неудобство затемненных очков - тусклость красок на пригасшем экране: картинка замечательно живописная и яркая. Хорошо подготовив почву и натренировав зрителя на простейших заданиях, он приступает к сотворению своей Пандоры. И это путешествие, неспособное наскучить.

Конечно, мы уже много видели прирученных драконов, топочущих бронтозавров и эльфоподобных медуз, водопадов, низвергающихся с небес, летающих гор и баобабов, дающих приют полчищам невероятной живности. Но впервые создан столь цельный образ высшей гармонии, в которую вплетают свою мелодию аборигены племени нави. Эту гармонию страшно разрушить - но ее разгромят прилетевшие с Земли люди. Они к ней равнодушны, богатства природы для них лишь источник наживы. Ими предводительствуют олигарх, для которого есть одна ценность - баксы, и тупой исполнитель его воли - бравый вояка.

Возникает противостояние, какого ни один фэнтези до сих пор не мог себе позволить: мы начинаем ненавидеть капитализм как систему и сочувствовать инопланетянам, живущим общиной. Для нас эти золотоглазые нави более человечны, чем железный полковник Кваритч (Стивен Ланг), готовый, если прикажут и если хорошо заплатят, на любую жестокость. Более того: впору позавидовать их слиянию с природой, их способности с нею дружить, почитать ее за святыню. В сравнении с ними мир людей механистичен и бездушен, его цели и средства отвратительны, и действия переметнувшихся к нави героев не воспринимаешь как предательство - это прозрение. Более того, стихийное язычество нави предстает мудрым и естественным. Сам факт, что нечеловек, хвостатый и голубокожий, по фильму, оказывается выше человека, т.е. высшего, по канону, божьего творения, может возмутить религиозных догматиков. Картина Кэмерона восстает против канонов и догм, ее религия - терпимость. Она камня на камне не оставляет от идей самоуправного мессианства, выработанных "цивилизованными обществами".

Иными словами, перед нами фильм, ревизующий многие привычные устои. Фильм, не скованный предрассудками и сделанный с новой для кино степенью внутренней свободы. Его несомненная коммерческая эффективность уравновешена серьезностью, продуманностью и отвагой автор ского "послания".

Он безупречен драматургически. Он нов и по уровню овладения компьютерными технологиями. Перед масштабностью его фантазии отступают даже такие рекордсмены спецэффектов, как блокбастер "2012" Роланда Эммериха - его рекорд продержался недолго.

Кэмерон верен своим прежним соратникам, с которыми он достиг триумфа в "Титанике". Саундтрек "Аватара" написан тем же Джеймсом Хорнером. И картина, и саундтрек уже стали номинантами "Золотого глобуса", и нет сомнений, что они войдут в число лидеров "оскаровской" гонки.

Кино и ТВ