21.12.2009 00:44
Экономика

Елена Скрынник: У нас нет дефицита молока и предпосылок для повышения цен на молочную продукцию

Аграрии утверждают, что сообщения о дефиците молока - это блеф переработчиков
Текст:  Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №245 (5069)
Читать на сайте RG.RU

"У нас нет дефицита молока и предпосылок для повышения потребительских цен на готовую молочную продукцию", - такое заявление министр сельского хозяйства Елена Скрынник сделала в связи с появившимися в конце прошлой недели в СМИ заявлениями переработчиков молока о том, что они не в состоянии выполнить заказы торговли на поставку товара из-за отсутствия сырья.

Московские власти сообщили "РГ", что дефицита молока в рознице на крупнейшем потребительском рынке страны нет. Глава Союза животноводов Тенгиз Джапаридзе назвал информацию о молочном дефиците "запудриванием мозгов потребителям". Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко предполагает, что, возможно, переработчики с помощью такого пиара попытались поднять спрос и цены и таким образом заработать перед новым годом на ажиотаже.

По данным Минсельхоза, в этом году производство молока выросло на 0,3 процента. Кризисного падения не произошло во многом благодаря целому комплексу мер поддержки аграриев, который осуществляет минсельхоз. Отечественного молока на рынке - 32 миллиона тонн, съедаем мы его в разных видах 39 миллионов тонн. Но импорта много на рынках сыра и сливочного масла - до 40 процентов. Питьевое молоко в основном производится из российского сырья. Прежде важным ингредиентом было и дешевое белорусское сухое молоко. Закупая его в большом количестве, переработчики легко обваливали закупочные цены на нашем рынке. Однако в этом году вступил в действие технический регламент на молоко, и теперь то, что произведено из порошка, должно именоваться "молочным напитком". А его, утверждают переработчики, никто не хочет покупать. К тому же наш Минсельхоз подписал в этом году документ с белорусским аграрным ведомством, на основании которого летом, в период "большого молока", поставки "соседского порошка" прекратились. А в четвертом квартале, когда у нас по традиции произошло снижение производства сырья, - возобновились. Правда, Роспотребнадзор уже не пропускает на нашу территорию товар, не соответствующий требованиям технического регламента.

В регионах власти уже требуют, чтобы производители и переработчики договорились о стабильных ценах на молоко

К тому же у наших переработчиков появился конкурент - наши же кондитеры. Качественное сухое молоко на мировом рынке сейчас поднялось в цене до 170-177 рублей за килограмм (из него получается примерно 10 литров молочного напитка). Кондитерам стало выгоднее закупать сырое молоко в России. Андрей Даниленко сообщил "РГ": "Появились прецеденты продаж высококачественного сырья по 18 рублей за килограмм, в то время как производители молока в пакетах предлагают не больше 12 рублей за килограмм сырого молока. Последние, конечно, забеспокоились, что им придется поднять закупочные цены. И решили "поблефовать" на рынке, как за карточным столом. А заодно торпедировать технический регламент и потребовать возвращения на прилавки несортового дешевого сухого молока не под именем "молочный напиток", как записано в законе, а под именем "молоко" с непонятной для потребителя припиской "восстановленное".

Елена Скрынник считает, что переработчики должны больше платить за натуральное отечественное молоко: "Было бы абсолютно правильно дать возможность заработать нашим сельхозорганизациям". Андрей Даниленко напоминает, что летом средняя закупочная цена упала до 9 рублей за килограмм молока. Теперь она на уровне 12 рублей. "А нам, чтобы работать с нормальной прибылью и продолжать модернизацию производства, нужно, чтобы 12 рублей за килограмм выходило в среднем по году", - поясняет Андрей Даниленко.

При этом, по его мнению, речь идет о перераспределении доходов внутри товаропроводящей цепочки, и на конечную цену это влиять не должно. При этом Андрей Даниленко выступает за "прозрачность молока" - то есть за публичность договоров между поставщиками сырья, переработчиками и торговцами. То есть за своеобразную формулу цены, когда все стороны показывают свои издержки, а прибыль делят в некой утвержденной взаимовыгодной пропорции.

К тому же при более высокой закупочной цене у аграриев появится возможность использовать эффективные кормовые добавки, а это, утверждает Андрей Даниленко, позволит поднять производство молока на 3-5 процентов, что по определению будет способствовать стабилизации на рынках.

До сих пор переработчики молока оказывали на рынок большее влияние, чем кто бы то ни было. Не в последнюю очередь потому, что, как говорят эксперты, всего две компании контролируют 40 процентов отечественного рынка переработки молока. Причем - по самым скромным подсчетам. Однако Андрей Даниленко рассказал "РГ", что в Национальном союзе производителей молока пришли к выводу о необходимости укреплять свою организацию. В начале марта "Союзмолоко" проведет съезд, на котором аграрии решат, что противопоставить партнерам. Возможно, речь пойдет о создании кооперативных заводов по переработке молока, отчеты об издержках и прибылях которых станут отличным ориентиром для правительства при регулировании рынков. Но, быть может, переработчики сами согласятся рассчитывать закупочные цены по предлагаемой им "Союзмолоко" формуле. "Ведь если государство начнет регулировать закупочные цены, не выиграет никто из участников рынка", - считает Андрей Даниленко.

АПК