Российский "Севмаш" и французская проектная компания DORIS Engineering - два мировых судостроительных бренда - решили завести общее дитя: на днях в Северодвинске подписаны документы о создании совместного предприятия.
Со стороны, такое событие "не тянет" на первополосную новость. Подумаешь - СП, вот если бы новый ракетоносец в строй поставили или еще какого диковинного "зверя" в моря выпустили. Уж к юбилею предприятия могли бы расстараться! А тут даже заранее объявленную закладку "Святителя Николая" - четвертого корабля в серии "Борей" - из-за неурядиц с "Булавой" в последний момент отменили, пообещав сделать это будущей весной.
Ясно, что такое решение принималось не в Северодвинске, а в Москве, но от этого ничуть не легче. Потому что заводу в очередной раз придется корректировать производственную программу. Но, с другой стороны: надо ли наращивать темпы серийного строительства, если головной корабль до сих пор без оружия?! Пока не будет принят на вооружение предназначенный для него ракетный комплекс (сейчас это "Булава"), назвать корабль боевой единицей нельзя.
Именно в таком положении оказался "Юрий Долгорукий", его экипаж и сдаточная команда. Намеченная на этот год программа ходовых испытаний выполнена полностью. Первенец среди "Бореев", несколько дней назад вернувшийся из Белого моря, по неофициальным признаниям, практически готов, и теперь все взоры на "Булаву", а точнее - на Московский институт теплотехники и его смежников.
Отметим как факт: пополнить группировку стратегических ядерных сил морского базирования ракетоносцем четвертого поколения в 2009 году не удалось. Не думаю, что обороноспособность нашего государства от этого пошатнулась. Зато безусловный плюс в другом - у нас больше не принуждают к штурмовщине ("сверху") и к показухе ("с низов"). Хотя предновогодние авралы, когда работать приходилось в три смены и без выходных, чтобы сдать новый корабль непременно "под елочку", опытные корабелы и военные моряки еще не забыли. Но возвращаться к старому не хотят. И вовсе не потому, что разленились, а потому что возобладали, хочется верить, не ведомственные, а в полном смысле государственные интересы и здоровый рыночный прагматизм.
В поисках равновесия
Для "Севмаша", где построили первую советскую атомную подлодку, а вослед еще 128 АПЛ, заказы Военно-морского флота остаются безусловным приоритетом. Вместе с тем пришло ясное понимание, что того количества подводных лодок и другой специальной техники, что имела когда-то северодвинская верфь в качестве гособоронзаказа, уже никогда не будет.
Вот почему сейчас так важно обрести вторую точку опоры - в дополнение к военным получить долгосрочные гражданские заказы. И эта "вторая нога", по выражению нынешнего генерального директора Николая Калистратова, должна быть соразмерна масштабам и техническим возможностям завода.
- Не для того создавался "Севмаш", чтобы в его гигантских эллингах строили речные буксиры и примитивные понтоны, - говорит директор. - За такие "шаланды" брались не от хорошей жизни, а чтобы хоть как-то загрузить высвобождавшиеся мощности и обеспечить людям сносный заработок…
По словам Калистратова, производство мелко тоннажных судов, даже поставленное на конвейер, в условиях Северодвинска трудно сделать по-настоящему конкурентоспособным. Тут уже не угнаться за технологиями, что давно отработаны и непрерывно совершенствуются на верфях Южной Кореи, Японии, Германии. А вот производство нестандартного оборудования и сложных морских систем по индивидуальным проектам - эта ниша, которую с полным основанием мог бы занять "Севмаш".
В ближайшей перспективе северодвинцы видят свой завод современной монтажной площадкой для строительства морских платформ, добычных судов и подводных систем для обустройства месторождений на Арктическом шельфе. А стратегическим партнером на этом направлении выбрали уже упомянутую французскую компанию DORIS Engineering, которая много лет специализируется на проектировании в области нефтегазового оборудования и является разработчиком одного из проектов на Штокмановском месторождении в Баренцевом море.
Как заявил при подписании документов в Северодвинске главный исполнительный директор компании Луик Данги Дессертс, по этому проекту французы уже работали с санкт-петербургским "Рубином", но это был разовый опыт. Теперь созрели для сотрудничества с российскими предприятиями на постоянной основе. Добавим, что в активе DORIS Engineering разработка морской платформы "Хайберния", которая считается самой крупной среди себе подобных.
Если оценивать соучредителей нового СП по критерию "самый-самый", у северодвинской верфи таких отличий никак не меньше. Тут построены не только первая советская АПЛ, а так же первая в СССР атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, но и самая скоростная (из титанового сплава) подлодка, и АПЛ с максимальной глубиной погружения. А шесть подводных исполинов, созданных на "Севмаше" по проекту 941 (генеральный конструктор С.Н.Ковалев), занесены в Книгу рекордов Гиннеса.
Головной корабль этой серии, нареченный после ремонта и модернизации "Дмитрием Донским", уже третий год используется для практической отработки ракетного комплекса "Булава". Образно говоря, таскает каштаны из огня для "Юрия Долгорукого" и идущих следом ракетоносцев той же серии - "Александра Невского" и "Владимира Мономаха".
Государство не мачеха
Так символически совпало, что в тот же день, когда в Северодвинске учреждали российско-французское СП и выражали готовность делиться опытом, премьер Владимир Путин проводил в Санкт-Петербурге совещание по схожим вопросам, с акцентом на военное кораблестроение.
Глава правительства потребовал от минпромторга и минобороны решений "по оптимальной загрузке" верфей и заводов, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. А их техническое перевооружение рекомендовал проводить под конкретные заказы. Только так, считает премьер, можно добиться, чтобы "бюджетные средства действительно приносили пользу, а не распылялись между многочисленными, но часто неэффективными проектами".
Исполняющий обязанности президента ОСК Роман Троценко незадолго перед тем детально вникал в планы технического перевооружения, предлагаемые "Севмашем". С чем-то согласился и обещал поддержку, от чего-то советовал решительно отказаться и думать о других вариантах.
- Сейчас мы это перевариваем, - делится текущими заботами Николай Калистратов. - Принципиально важно, что в руководстве ОСК, во-первых, одобрили наши совместные с французами намерения в отношении нефтегазовых проектов. А, во-вторых, согласились рассмотреть нашу заявку на участие в большом совместном проекте Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и южнокорейской фирмы Daewoo Shipbuilding…
Внутри самой ОСК далеко не все еще устоялось, но 40 процентов судостроительных мощностей и две трети проектных и конструкторских бюро корпорация уже объединила. И во многом благодаря ее содействию государством принято решение о выделении "Севмашу" в 2009 году финансовой поддержки в размере 4 миллиардов рублей.
- Эти деньги, - поясняет директор, - пошли на пополнение оборотных средств предприятия, а в широком смысле - на обеспечение ритмичной работы по всем заказам.
- Включая авианосец для индийских ВМС?
- В том числе и на него.
За что боролись
В последние два года только ленивый не метал критических стрел по поводу этого намозолившего заказа. В каких только грехах ни упрекали подрядчика, сорвавшего сроки выполнения контракта, да еще и заявившего о неизбежном, причем кратном увеличении расходов. Хотя сам договор со сроками и суммой, как и автографы подписавших его официальных лиц, никто под сомнение не ставит…
- О чем думали, когда контракт заключали?! - спрашивал премьер Владимир Путин летом 2008 года на совещании в Северодвинске. Ответом ему было молчание и опущенные долу глаза больших начальников.
- Зачем соглашались на такие условия и подписывали? - год спустя и тоже в Северодвинске допытывался у Калистратова президент России Дмитрий Медведев, незадолго до этого имевший малоприятную беседу со своим индийским визави.
А что мог ответить генеральный директор, никаких бумаг по крейсеру-авианосцу не подписывавший и брошенный на "Севмаш" два года назад именно для того, чтобы "разрулить" не им созданную патовую ситуацию?!
По первости ему пытались советовать: да назови ты все своими именами и передай материалы, куда следует - там разберутся. А с кем разбираться? Вчера людям ордена вручали и прочие отличия, а сегодня их к позорному столбу? Ну, сложились так обстоятельства - не было загрузки у завода, хватались за любой заказ. А в таком положении известно, кто диктует условия…
Никаких имен и фамилий не добился от Калистратова и я. Вместо этого Николай Яковлевич повернул разговор в другое русло:
- Когда я перешел сюда со "Звездочки", кредиторская задолженность превышала 14 миллиардов рублей, сейчас уже меньше десяти. В немалой степени, конечно, государство помогло. Но и сами мы чего-то добились. "Юрий Долгорукий" уже на плаву и уверенно проходит испытания. В высокой степени готовности еще один головной корабль - "Северодвинск". Минувшим летом заложили вторую лодку этого класса - "Казань". С интервалом в один год построили и сдали зарубежному заказчику два опорных основания для полупогружных платформ MOSS - каждое по 15 тысяч тонн. Это как раз тот случай, когда интересы заказчика и возможности предприятия органично совпали.
И на авианосце, по словам директора, неукоснительно выполняется новый генеральный график. Он учитывает все согласованные с заказчиком дополнительные работы и предполагает их ритмичное финансирование. В последнее время здесь подняли численность работающих с 1400 до 2650 человек, и сейчас техническая готовность корабля достигла 70 процентов. Уже закончена центровка турбин главной энергетической установки, ведут монтаж трубопроводов в машинно-котельных отделениях…
Чтобы дать представление о масштабе работ, журналистам приводят обычно две цифры: на корабле 2691 помещение, а общая длина труб - более 350 километров. Говорят, что даже самый требовательный командир не в силах все обойти и лично осмотреть. Это мог сделать разве что главком советского ВМФ адмирал флота Сергей Горшков. О его въедливости как специалиста и крайней неуступчивости как начальника ходили легенды. Два года назад по настоянию индийской стороны имя "Адмирал Горшков" убрали с корабля - вместо этого на его бортах появились наглухо приваренные выпуклые буквы Vikramaditya, что в переводе с хинди означает "Всемогущий".
Но дух адмирала точно остался. Он витает где-то поблизости и дотошно следит за всем, что делается на корабле, сопоставляя это с тем, что происходит на заводе и вокруг него. "Адмирал Горшков", как бывало во времена больших инспекторских проверок, и сегодня экзаменует "Севмаш", проверяя на прочность его коллектив, а новое руководство - на профессиональную состоятельность.
РS.
Еще одно по-настоящему знаковое событие произошло в канун 70-летия "Севмаша". По сообщению индийского информационного агентство IANS, официальный Дели согласился заплатить за переоборудование авианосца Vikramaаditya 2,3 миллиарда долларов. Договоренность, как стало известно, была достигнута в ходе недавнего визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Таким образом, трудные переговоры, растянувшиеся на два с лишним года, завершились компромиссом, вполне приемлемым для северодвинских корабелов. Эксперты с российской стороны оценивали общую стоимость работ по модернизации авианосца в 2,9 миллиарда долларов, но в итоге сошлись на сумме 2,3. Но и это в два с половиной раза (!) выше цены, первоначально зафиксированной в контракте. Тем самым корректно обоснованная и твердая позиция, занятая нынешним генеральным директором "Севмаша" и его командой управленцев, принесла ожидаемые плоды. Теперь осталась самая "малость": в ближайшие три завершить достроечные работы, испытать во всех режимах и передать ВМС Индии боеготовый авианосец.