По данным ФНС России, за первое полугодие 2009 года доходы консолидированного бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились на 29,5%. Дефицит федерального бюджета составил, по предварительным данным Минфина России, 753,6 млрд рублей, или 4,2% ВВП. При этом задолженность по уплате налогов и сборов по итогам первого полугодия 2009 года составила 1 трлн 22,8 млрд руб., из них по федеральным налогам и сборам - 827,4 млрд руб. С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к начальнику уголовно-правового управления Правового департамента МВД России Ивану Соловьеву.
- Иван Николаевич, эти данные говорят о том, что бюджет мог оказаться практически бездефицитным, если бы налогоплательщики вовремя бы платили налоги.
- Эти цифры показывают, в какой непростой ситуации находится сейчас государственная казна. К сожалению, совершение многих преступлений в сфере экономической деятельности и в первую очередь налоговых не ассоциируется с чем-то явно противоправным. Действительно, физической боли никому не причиняется, явного ущерба тоже. Все с первого взгляда остается на своих местах. Практика показывает, что на стадии предварительной проверки подозреваемые не придают значения возможным последствиям их вызова для снятия объяснений, запросам и предоставлении тех или иных документов. Понимание приходит, когда следователь знакомит их с постановлением о возбуждении уголовного дела и привлечении в качестве обвиняемого. Вот тут-то и начинается суета. Срочно нанимаются адвокаты, строится стратегия защиты, погашается невесть откуда взявшимися средствами недоимка, верстаются справки и заключения о плачевном и безвыходном положении предприятия, ищутся подходы к руководству органа внутренних дел.
Но ни жизненный и производственный опыт руководителя, ни радение за подчиненных и контрагентов не декриминализирует совершаемых ими действий по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, уклонению от уплаты налогов, неисполнения обязанностей налогового агента. Так что подчеркну, налоговые преступления для правоохранительных органов остаются одними из весьма значимых, ведь именно они наносят большой ущерб государству, снижают налогооблагаемую базу.
- Налоговые преступления относятся к разряду экономических и не являются таким же тяжкими, как, например, убийство, тем не менее наказание бывает подчас довольно жестким. Будет ли проведена либерализация в части ответственности за эти правонарушения?
- Хочу подчеркнуть, что налоговые преступления наносят не только большой экономический ущерб государству, но и моральный, подрывают его престиж и значимость. Однако в данном случае о корректировке уголовной политики государства в сфере налогообложения говорили уже давно. Смягчение некоторых положений вполне логично. Следует отметить ряд инициатив руководства страны, направленные на облегчение условий для развития малого и среднего бизнеса. Речь идет, в частности, о Федеральном законе N 293-ФЗ от 2008 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности", а также о законе, касающемся защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля. Эти нормативные правовые акты действуют и уже показали свою эффективность.
- Многие помнят наличие в Уголовном кодексе специального случая освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Когда в случае полного возмещения причиненного преступлением ущерба лицо освобождалось от уголовной ответственности. Разве это не принесло ощутимой выгоды государству?
- В то время при отсутствии у наших граждан соответствующего правосознания, помимо поступлений в бюджет, наличие такой нормы в итоге привело к резкому падению дисциплины в сфере налогообложения, снижению профилактического значения уголовного закона, к потере профессиональной квалификации оперативными сотрудниками и следователями правоохранительных органов. При этом недобросовестными налогоплательщиками были разработаны схемы, в соответствии с которыми, даже лица, предъявившие следователю платежки о перечислении в полном объеме недоимки и штрафов в бюджет, умудрялись в сговоре с финансово-кредитными структурами в итоге не перечислять эти средства в бюджет государства.Однако если рассматривать ситуацию сегодня, то чем лучше дела идут в экономике, тем несколько ниже уровень налоговой преступности. Но как только наступают трудные времена, активизируются те, кто готов решать проблемы своего бизнеса за счет государственного кармана, следствием чего является рост количества выявляемых преступлений в сфере налогообложения, не говоря уже о латентной их части.
- Тем не менее власти не раз заявляли, что законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика, если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы, будет поддержан.
- Статистика вещь упрямая. Если говорить о количестве осужденных по налоговым преступлениям, отметим, что по статье 199 УК РФ - наиболее распространенной среди всех "налоговых" составов - в год в среднем осуждается немногим более 1 тысячи лиц. А в связи с деятельным раскаянием (применением статьи 75 УК РФ) прекращается практически в 4 раза больше дел по налоговым преступлениям, чем осуждается лиц к реальному лишению свободы. Это говорит о том, что обвиняемыми по налоговым составам УК активно применяется весь спектр возможностей, предоставляемых уголовным, уголовно-процессуальным и налоговым законодательством для возмещения ущерба и максимального снижения уровня и порога уголовной репрессии. При этом судами все вышеуказанные обстоятельства принимаются и учитываются при вынесении решений.
Несмотря на факты, инициативу, касающуюся освобождения от уголовной ответственности лиц, которые полностью расплатились с бюджетом, следует поддержать. Исходя из нескольких факторов. Во-первых, законопроектом предусматривается двухмесячный срок для погашения налогоплательщиком имеющейся задолженности, выявленной по результатам налоговой проверки. Срок вполне разумный для того, чтобы найти необходимые денежные средства.
Во-вторых, исходя из умышленного характера налоговых преступлений, физическое лицо или представитель организации осознает, что прямо нарушает налоговое законодательство. При этом, если образовавшаяся недоимка стала следствием каких-либо объективных причин производственного или иного характера, у вышеуказанных лиц есть достаточно оснований для доказывания своей законопослушности и объяснения причин неуплаты налогов. Если же и в течение двух месяцев продолжается игнорирование своих конституционных обязанностей, то и умысел налицо.
В-третьих, сокращается основание для применения уголовной репрессии, для которой подчас считается лишь величина налоговой недоимки. Ведь в основном по ее значениям налоговые органы и направляли материалы в органы внутренних дел для их проверки и вынесения решения в соответствии с компетенцией. Хочу обратить внимание на то, что в рассмотренном в первом чтении законопроекте есть некоторые положения, которые могут быть оценены не столь однозначно. Так, повышение в разы пороговых сумм крупного и особо крупного размера уклонения может привести к фактической декриминализации налоговых преступлений, резкому сокращению количества выявляемых преступлений, утрачиванию уголовным законом роли сдерживающего фактора в сфере налогообложения.
- Еще один вопрос на тему дня - налоги налогами, а выплата заработной платы? Контроль за этими процессами не ослабевает?
- В июле на коллегию Генпрокуратуры были, если можно так сказать, приглашены руководители крупных предприятий ЦФО: Промзавода, Ивановской мануфактуры, Московского экспериментального завода ДСП и деталей, а также ДСК-3, которые имели задолженность по заработной плате. Всем им прилюдно, под роспись генеральный прокурор вынес предостережения о нарушении законодательства.
В свое оправдание руководители предприятий говорили о росте курса доллара, падении конкурентоспособности производства, невозможности взять кредит и т.д. Обычные, в общем-то, сложности для сегодняшнего дня. После этих предостережений руководители предприятий в кратчайшие сроки пообещали найти резервы и погасить задолженность перед своими работниками. Генпрокуратура, в свою очередь, заверила "приглашенных" руководителей, что в случае невыполнения взятых на себя обязательств всех их ждет уголовное преследование. Почему? Поясню.
Согласно ст. 855 ГК РФ, при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований выплата заработной платы находится на одну ступень раньше, чем взыскание налоговой недоимки. Мы видим, как государство берет в руки Генеральной прокуратуры заботы об обязательствах одной группы, не определившись до конца, что же делать с аналогичной, по сути, задолженностью, стоящей следующей в списке?
Между тем тенденция несоблюдения налоговой дисциплины, приводит к созданию атмосферы безнаказанности в случае решения своих бизнес-интересов за счет государственного бюджета. Убытки при этом несет не только бюджет, но и законопослушные налогоплательщики, вынужденные конкурировать с недоимщиками в неравных условиях.
Между тем
ФНС РФ по итогам 11 месяцев 2009 года перевыполнила годовой план по сбору налогов - на 108 миллиардов рублей, об этом говорится в пресс-релизе ФНС.
Всего в январе-ноябре 2009 года ФНС перечислила в федеральный бюджет 2,718 триллиона рублей при плановом задании в 2,61 триллиона рублей. Несмотря на перевыполнение годового плана, объем сборов налоговой службой с начала текущего года сократился на 30 процентов по сравнению с январем-ноябрем 2008 года. В начале декабря руководитель ФНС Михаил Мокрецов сообщил, что в целом по итогам года ведомство намерено перевыполнить план на 360 миллиардов рублей, или 14 процентов от утвержденного в бюджете объема. На 1 ноября ФНС уже добилась выполнения 95 процентов от годового плана налоговых поступлений, собрав в бюджет 2,5 триллиона рублей.