22.12.2009 00:09
Власть

Проблему моногородов можно решить при помощи корпораций развития регионов

Текст:  Татьяна Селиванова (эксперт Института региональной политики)
Российская Бизнес-газета - : №49 (733)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня особое внимание приковано к монопрофильным городам, зависящим от отраслей, в которых отмечается наибольший спад производства. Направления реструктуризации их экономики могут быть связаны как с диверсификацией существующей экономической базы, так и с кардинальным изменением функций города, например, развитием сферы услуг, включая обслуживание населения окружающих территорий.

Выбору направлений дальнейшего развития, принятию управленческих и инвестиционных решений обязательно должна предшествовать разработка стратегических документов с анализом имеющихся ресурсов и увязкой интересов города и градообразующего предприятия. В этот процесс необходимо вовлечь представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и местного сообщества. Решения, способные позитивно повлиять на экономическую стабильность моногородов, принимаются на всех уровнях власти.

На федеральном уровне это меры по развитию малого и среднего бизнеса, создание образовательного кластера, экологической санации территории, государственно-частное партнерство, госгарантии, программы обучения местных властей, а также разработка отраслевого промышленного форсайта и стратегирование нового каркаса расселения в стране. В российских условиях с известной "пассивностью" местных властей и сообществ развитие и укрепление их менеджерских компетенций является одной из важнейших задач.

На региональном уровне проблемы моногородов возможно решить при помощи корпораций развития регионов. Этот инструмент в последние годы эффективно используется, например, Калужской областью, Республикой Саха (Якутия) и др.

Муниципальные власти должны создавать бизнес-инкубаторы, муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, поддерживая предпринимательскую инициативу населения вне градообразующего предприятия. Кроме того, ставка на грамотный маркетинг и брендинг города может стать двигателем его экономического развития по новому сценарию, как это произошло, например, в Мышкине и Великом Устюге.

Впрочем, подобное деление инструментов условно. В их реализации должны принимать участие представители всех уровней власти в рамках единой информационной площадки. Такая комплексная стратегия требует времени и вовлеченности всех сторон, однако, пожалуй, только она может повысить устойчивость развития моногородов в долгосрочной перспективе.

Позиция