В Москве снова снегопад - второй с начала этой зимы. Но сообщения о том, что он послужит началом эксперимента по разгону зимних осадков на подступах к столице, который планировали начать в этом сезоне городские власти, так и не поступило.
В чем же дело? Этот вопрос одинаково интересует и сторонников еще одной попытки управлять погодой, и противников вмешательства в "дела божьи".
- Эксперимента в этом году не будет, - сообщил корреспонденту "РГ" Валерий Дядюченко, зам. руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - ведомства, которому был поручен контроль за необычными работами.
И пояснил:
- Выяснилось, что метеорадиолокационный центр в Крылатском не в состоянии достаточно достоверно оценивать интенсивность предстоящих снегопадов, так как его аппаратуру закрывают появившиеся в последние годы новостройки. Мы договорились в комплексе городского хозяйства Москвы, что к будущему зимнему сезону для радиолокационного центра подберут другую высотку, где ему не будут страшны никакие помехи.
Вторая причина, из-за которой, по мнению Дядюченко, эксперимент следует отложить, несовершенство самой методики осаждения зимних осадков.
- Эта работа сложнее, чем с дождевыми облаками, - говорит он. - Дело в том, что летние осадки, от которых Москва научилась уже избавляться во время празднования 9 Мая и Дня города, идут на Москву со скоростью 40-70 километров в час и их действительно можно встречать на подступах к столице. У зимних осадков другая природа. 60-70 процентов снежного наста в Москву приносят всего 2-3 циклона, которые буквально стоят над городом, а сверху падает почти вертикально обильный снег. Но если эти снегопады при помощи сегодняшних технологий не удастся задержать раньше, чем они окажутся над столицей, какой смысл заниматься другими снежными облаками, более мелкими?"
Впрочем, единой точки зрения на то, проводить эксперимент или лучше действительно отложить, похоже, пока не выработано. Например, Геннадий Берюлев, зав. отделом Центральной астрологической обсерватории - головной организации, которой доверено научное руководство этими работами, напоминает: "Так на то и эксперимент, чтобы в ходе его найти ответы на еще неясные вопросы". Да и первый зам. мэра Москвы руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков заявил корреспонденту "РГ": "Никто эксперимент не отменял. Обязательно будем проводить его".
Не собирается отступать и главный идейный вдохновитель необычного способа избавления столицы от завалов снега мэр Москвы Юрий Лужков: "Организационные трудности, конечно же, есть, - признался он корреспонденту "РГ". - В частности, летчики, которым предстоит осаждать облака, утверждают, что для эффективной работы им необходимо знать о предстоящем снегопаде за две недели. А метеорологи, как показывает практика, порой и за день точно не могут спрогнозировать его". И заключил: "Соберу и тех, и других у себя. Будем искать решения".
Напомню: идея Лужкова состоит не в том, чтобы оставить столицу совсем без снега, как кое-кто утверждает, а лишь в стремлении уменьшить его выпадение на город на 12-15 процентов. Даже это, всего при двух-трех вылетах самолетов, которые воздействуют на облака йодистым серебром или жидким азотом, как показывают подсчеты, способно сэкономить 300 миллионов рублей из столичного бюджета, которые город сейчас тратит на вывоз снега.
Но пока пилоты лишь с тоской наблюдают за баталиями "в верхах". "Я опасаюсь, что все разговоры о предстоящем эксперименте, грубо говоря, "уйдут в свисток", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель Агентства атмосферных технологий Виктор Корнеев. - Нам и в самом деле потребуется время, даже если дадут "отмашку" началу работ. Нельзя же держать десяток самолетов в буквальном смысле слова в ожидании погоды. Значит, сначала их надо будет собрать из Костромы, Иркутска, Пскова... Затем оплатить использование подмосковного аэродрома. Оборудовать каждый из самолетов необходимой аппаратурой, закупить реагенты... Получить разрешение на полеты... И только после этого можно дать команду "на взлет".
Сейчас же с Агентством атмосферных технологий, по словам Корнеева, не подписан даже договор о проведении работ. Так что москвичам, однажды уже стоявшим долгими часами этой зимой в пробках, когда выпал первый снегопад, и сейчас остается рассчитывать, как и прежде, лишь на разворотливость дорожников и их снегоуборочной техники.
Кстати
Вчера Москва с трудом, но двигалась, и, как заявил начальник управления ГИБДД по Москве Сергей Казанцев, "ситуация на дорогах оставалась контролируемой".