Группа депутатов ГД решила защитить бизнес от коррупционной составляющей правоохранительных органов при рассмотрении ими экономических преступлений и предложила своим коллегам пересмотреть некоторые статьи Уголовного кодекса РФ.
Как пояснил "РБГ" Сергей Константинов, старший юрист компании Incor Alliance Law Office в г. Екатеринбурге, авторами законодательных инициатив предлагается внести изменения в статьи 174 и 174[1] Уголовного кодекса РФ. Данные статьи запрещают легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления. "Суть этих изменений состоит в том, чтобы более четко разграничить составы преступлений экономической направленности и сузить простор правоохранительным органам при выборе уголовных статей за преступления в сфере экономики, исключив тем самым коррупционную направленность", - рассказал эксперт.
Петр Шавель, адвокат правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", отметил, что сейчас предпринимателя, работающего без регистрации или лицензии, легко могут привлечь к ответственности по совокупности преступлений, добавив ему еще и отмывание денежных средств, приобретенных преступным путем. Суммарное наказание за эти преступления может составить до 15 лет лишения свободы.
"На мой взгляд, исключение ответственности за легализацию денежных средств не только неплательщикам таможенных платежей или налогов, но и предпринимателям, работающим без регистрации или лицензии, - вполне справедливо, - говорит эксперт. - Общественная опасность от незаконного предпринимательства ничуть не больше, чем от неуплаты налогов. Так почему же, например, за переработку черных металлов без лицензии предпринимателей наказывают строже, чем за уклонение от уплаты налогов, из-за которого бюджет государства недополучает миллионы рублей?"
Противники законопроекта считают, что принятие данных поправок в Уголовный кодекс повлечет за собой массовое отмывание так называемых "грязных денег". Правовые эксперты не согласны с данной позицией, отмечая, что предлагаемые изменения носят технический характер и не повлекут существенных последствий в борьбе с отмыванием "грязных денег".
"Несмотря на то что актуальность уголовного преследования лиц, которые наживают капиталы незаконным путем, а впоследствии их используют в хозяйственном обороте, очень высока, привлечение таких лиц к уголовной ответственности и доведение дел до вынесения приговора в РФ очень низка, - говорит Сергей Константинов. - Это практически "неработающие" статьи. И основная причина, что указанные статьи "не работают", на мой взгляд, не в коррупционном характере правоохранительной системы, а в низкой квалификации лиц, осуществляющих предварительное расследование и, самое главное, в несовершенстве законодательной конструкции данных статей. Другими словами, отсутствие реальной воли государства бороться с данными видами преступлений".
Принципиальным подходом в борьбе с легализацией преступных доходов, по мнению эксперта, будет являться внесение существенных изменений в уголовное законодательство. Во-первых, необходимо исключить из диспозиции статьи 174 УК РФ так называемую заведомость, - считает эксперт.
Во-вторых, вместо презумпции невиновности для отмывающих добытое преступным путем ввести презумпцию виновности. В-третьих, бремя доказывания "чистоты" отмываемого имущества должно лежать на его владельце.
"Чтобы не объявлять "охоту на ведьм" для наших олигархов, нажитые капиталы которых образовались, мягко говоря, не очень честным путем, с целью стабильности экономической ситуации, распространить такие изменения только на будущие финансовые операции, - отметил Сергей Константинов. - Тогда лица, совершающие операции с капиталом, задумывались бы о его происхождении и при невозможности доказать легальность этих капиталов перед контролирующими органами подлежали уголовному преследованию".