22.12.2009 00:45
Экономика

На повышение размера транспортного налога решились не все регионы ЦФО

На повышение размера транспортного налога решились не все регионы
Текст:  Артур Королев (Тверь) Денис Михайлов (Курск) Евгений Писарев (Тамбов) Дмитрий Раичев (Смоленск) Виктория Снежина (Липецк) Александр Федосов (Брянск) Елена Шулепова (Тула)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №246 (5070)
Читать на сайте RG.RU

После того как Совет Федерации одобрил закон о транспортном налоге в редакции, предложенной согласительной комиссией, региональные власти получили право увеличивать или уменьшать его базовые ставки в 10 раз.

Напомним, что летом в Смоленске под председательством вице-премьера Александра Жукова состоялось совещание, посвященное межбюджетным отношениям. На нем речь шла о том, что одним из важных источников дополнительных доходов регионов в 2010 году должен стать именно транспортный налог. Замминистра финансов Антон Силуанов дал понять губернаторам ЦФО: от их готовности повысить налоговые ставки будет зависеть объем финансовой помощи, на которую они смогут рассчитывать.

В итоге власти ряда регионов до верстки областных бюджетов поспешили воспользоваться правом повысить ставки налога (правда, до десятикратного роста дело не дошло). Другие сочли, что от увеличения налоговой нагрузки будет больше вреда, чем пользы, и оставили ее на уровне нынешнего года.

Так, в частности, поступили в Смоленской области, где ставки транспортного налога не меняются с 2007 года. Сразу после совещания губернатор Сергей Антуфьев заявил, что к рекомендациям Москвы прислушается. Региональный департамент по экономическому развитию разработал законопроект о повышении ставок транспортного налога. При этом двукратное повышение, на котором настаивал минфин, должно было коснуться только самых мощных машин, а для большей части автолюбителей, владеющих техникой с двигателем до 100 лошадиных сил, размер платежа в 2010 году сильно менять не предполагалось.

Законопроект был внесен на рассмотрение депутатов облдумы, но вскоре отозван самим губернатором. Комментируя свое решение, Сергей Антуфьев заметил, что и на федеральном уровне возникла некоторая неопределенность по отношению к этому вопросу:

- На самом деле транспортный налог сегодня не делает особой погоды. Речь идет примерно о 500 миллионах рублей в год. Причем недоимка на данный момент составляет 166 миллионов - налог плохо администрируется. Объем дополнительных средств, которые могли поступить в местные бюджеты в результате повышения ставок, должен был составить всего 18 миллионов, поэтому я счел возможным отозвать свои предложения.

Региональные власти получили право увеличивать или уменьшать базовые ставки налога в 10 раз

Сомнение в том, что повышение ставок транспортного налога позволит решить проблемы дорожной отрасли, высказываются и в Тверской области. Этот налог был введен здесь в 2003 году. По действовавшему законодательству региональные власти имели право вводить к федеральным ставкам налога повышающие или понижающие коэффициенты. Средний коэффициент с тех пор не изменился. Для легкового транспорта он составляет 3,8 при ставке 5 рублей за лошадиную силу. Максимально возможный платеж владельца легковушки с тверским регистрационным номером - 90 рублей с лошадиной силы. Грузовой транспорт обложен предельным коэффициентом - 5. В результате особенно пострадали владельцы большегрузных фур.

- Мы вынужденно пошли на этот шаг, - пояснил корреспонденту "РГ" один из разработчиков регионального закона о транспортном налоге, председатель экономического комитета областного Заксобрания Вячеслав Суязов. - Протяженность дорожной сети региона - более 15 тысяч километров. По этому показателю область занимает четвертое место в России и первое в ЦФО. Наши дороги требуют серьезных финансовых вложений.

До недавнего времени транспортный налог являлся одним из источников формирования бюджета регионального Дорожного фонда - структуры, занимавшейся строительством, содержанием и ремонтом местных трасс. Теперь, когда фонд выполняет лишь функции дирекции единого заказчика, транспортный налог перестал быть целевым - он идет в общий бюджетный "котел".

Впрочем, прежнее адресное предназначение транспортного налога слабо отражалось на состоянии дорожной сети. Так, в 2003-2004 годах Ростехрегулирование (тогда - отдел госнадзора ФГУ "Тверской ЦСМ") проверило ряд дорог областного центра на предмет их соответствия ГОСТу. Результаты оказались удручающими: городские транспортные артерии представляли собой сплошные ухабы и выбоины. Добавим, что на тверской земле до сих пор есть населенные пункты, практически отрезанные от мира. Правда, приоритетные региональные трассы дорожники всегда старались содержать в исправности.

Поэтому логика в том, что в 2010 году ставки налога и коэффициенты в Тверской области меняться не будут, есть. Более того, как заявил Вячеслав Суязов, регион намерен сохранить льготы некоторым категориям автовладельцев. Так, по особому тарифу исчисляется налог для автобусов общего пользования. Отечественные автомобили старше семи лет с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил обложены платежом с 50-процентной скидкой. Владельцы транспортных средств, выпущенных до 1970 года, от уплаты налога освобождены.

Как сообщают корреспонденты "РГ", на прежнем уровне останутся ставки транспортного налога в Воронежской, Ивановской и Рязанской областях. Курские законодатели поначалу предусматривали их рост - в среднем на 10 процентов. Но, по подсчетам депутатов, предложение могло обернуться 14-процентным увеличением налога для самой многочисленной группы автолюбителей - как правило, с относительно невысоким уровнем дохода. Речь идет о владельцах машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил и от 100 до 150. Таких автомобилей в Курской области насчитывается свыше 240 тысяч - около 80 процентов от общего количества зарегистрированных транспортных средств. Поэтому ставки решили сохранить на прежнем уровне. К примеру, для указанных категорий - соответственно 15 и 22 рубля за одну лошадиную силу.

На Тамбовщине, принимая аналогичное решение, внесли в местный профильный закон существенные уточнения. Со следующего года учреждения, которые финансируются из областного и местных бюджетов, будут платить транспортный налог в полном объеме. Из категории льготников также исключены предприятия, занятые содержанием и ремонтом автодорог общего пользования, и ряд сельхозпроизводителей. От уплаты налога по-прежнему освобождены кавалеры Золотой Звезды СССР, Герои России, полные кавалеры орденов Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и граждане, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но распространяться льготы будут только на один автомобиль мощностью до 150 лошадиных сил. По логике законодателей такие ограничения закроют лазейку для недобросовестных автомобилистов, которые регистрировали мощные внедорожники и спортивные машины на льготников.

В тех же регионах, где с нового года ставки транспортного налога вырастут, власти призывают автолюбителей к спокойствию. Дескать, суммы платежей в любом случае выходят небольшие. Любопытно, что чиновники Брянской и Липецкой областей одновременно называют размеры принятых там ставок "самыми маленькими в ЦФО".

При обсуждении вопроса зампредседателя Брянской облдумы Анатолий Бугаев убеждал коллег: ставки давно не пересматривались, а за счет их повышения региональная казна получит дополнительно 98 миллионов. При этом депутаты не обратили внимание на то, как обстоят дела с собираемостью налога. В итоге, повысив ставку вдвое, законодатели обрекли судебных приставов на дополнительную работу, а мелких перевозчиков - на разорение.

Начальник регионального управления Федеральной налоговой службы Елена Николаенко сообщила:

- С начала года в бюджет поступило 243 миллиона рублей транспортного налога - на 45 миллионов больше, чем за тот же период прошлого года. Значительную часть получаем от физических лиц - 173 миллиона. Но задолженность по налогу - 117 миллионов.

Среди 58 тысяч должников есть люди, которые просто забыли заплатить вовремя, но есть и те, кто не в состоянии пожертвовать даже скромной суммой. Некоторые не используют автомобили или выезжают на них пару раз в год. Вместе с судебными приставами и сотрудниками ГИБДД налоговики отлавливали должников на дорогах. 416 рейдов позволили пополнить бюджет, но основную часть долга, естественно, их участники не взыскали. Сейчас налоговики выставили "посты" в крупных торговых центрах. Любой покупатель может на месте уточнить сумму долга государству и немедленно уаплатить ее в ближайшей кассе.

Однако сотни брянских автовладельцев принципиально не платят казне ни копейки, оформляя транспорт на стариков, которые затем даже не могут пояснить, как оказались его владельцами. По словам депутата Владимира Фидры, водители ссылаются на разбитые дороги, состояние которых сборы налога не улучшили. Но даже не это беспокоит сейчас многих экономистов и политиков, а то, что удар нанесен прежде всего по малому бизнесу. Владелец двух автопоездов Виктор Мельниченко пояснил корреспонденту "РГ":

- Уже в прошлом году по якобы заниженной ставке я платил за каждую машину больше десяти тысяч рублей. Теперь, получается, мне полтора-два месяца нужно будет работать только на транспортный налог.

Между тем крупным фирмам, занятым на международных перевозках, депутаты предоставили льготу - для них ставка может быть снижена даже на 60 процентов. Мелкие перевозчики, которые и без того несут убытки, этим фактом возмущены. Теперь законодатели поручили двум комитетам исследовать проблему. Председатель Думы Владимир Гайдуков предложил рассмотреть их выводы в начале будущего года. Однако о снижении ставки налога пока речи не идет.

В Белгороде и Липецке увеличение транспортного налога автовладельцы восприняли, пожалуй, спокойнее, чем во многих других регионах. Как говорят местные чиновники, "те, кто бывает за пределами области и могут сравнить состояние дорог у нас и в других регионах, соглашаются, что по нашим трассам ездить значительно приятнее. И это результат в том числе поступлений в бюджет в виде транспортного налога".

Впрочем, нынешний рост ставки связан не с повышением качества обслуживания дорог, а с дефицитом бюджетов. Так, в Липецкой области в следующем году с учетом долговых обязательств региона он составит более пяти миллиардов рублей, в Белгородской - около семи.

В этой ситуации, по словам вице-губернатора Липецкой области Вячеслава Щеглеватых, важен любой источник пополнения казны. К тому же власти ссылаются на практику соседних регионов - в частности, в Воронеже транспортный налог увеличили еще в прошлом году.

Липецкие парламентарии первоначально предлагали увеличить налог на автомобили с двигателем до 150 лошадиных сил в два раза, для более солидных - в два с половиной. В ходе доработки законопроекта было решено применить дифференцированный подход. Для владельцев машин с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил он вырастет в 1,5 раза, от 100 до 150 - в два, от 150 - в 2,5. Вместе с тем для пенсионеров, владеющих маломощными автомобилями, установлена фиксированная налоговая ставка - 5 рублей за каждую лошадиную силу двигателя. Такой низкой ставки, по данным региональных депутатов, нет ни в одном другом субъекте страны.

Со следующего года транспортный налог в полном объеме будет поступать в бюджеты районов и городов области. Таким образом, муниципалитеты смогут дополнительно получить около 260 миллионов рублей. По замыслу липецких чиновников это нововведение должно укрепить местные бюджеты.

Дополнительные 100 миллионов рублей получит казна Тульской области. Здесь по предложению региональных властей были увеличены ставки налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 лошадиных сил, а также для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств на 10 процентов, для грузовиков - на 15.

- Показатели роста ставки транспортного налога в нашем регионе довольно щадящие, - сказал корреспонденту "РГ" представитель губернатора в облдуме Евгений Чурбанов. - Для машин с мощностью двигателя менее 100 лошадиных сил увеличение вообще не предусмотрено. А это - большинство отечественных автомобилей, которыми пользуются и пенсионеры, и предприниматели средней руки. Для этой категории сумма транспортного налога не будет превышать 1000 рублей в год.

Тульские парламентарии в целом положительно восприняли инициативу исполнительной власти. Некоторые разногласия возникли в связи с желанием ряда депутатов увеличить налог для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил, мотивируя это популярностью такого транспорта у предпринимателей. Однако большинство решило, что люди, способные купить достаточно дорогие машины, смогут заплатить и повышенные налоги. Ту же мысль высказал и начальник УФНС по Тульской области Виталий Чернов, который отметил: "Условное увеличение налога в два раза еще не означает, что в два раза вырастет и объем его сбора". Кстати, в уходящем году в регионе впервые за последние годы транспортный налог своевременно заплатили 80 процентов автовладельцев.

Налоги ЦФО