22.12.2009 00:40
Экономика

Минэкономразвития до конца года внесет в правительство проект концепции Федеральной контрактной системы

В новом году в России должна быть создана Федеральная контрактная система
Текст:  Юлия Васильева
Российская Бизнес-газета - : №49 (733)
Читать на сайте RG.RU

Минэкономразвития до конца 2009 года планирует внести в правительство проект концепции Федеральной контрактной системы (ФКС) на 2010-2015 годы.

Если документ будет одобрен, то со следующего года минэкономразвития приступит к его реализации. Как пояснили в министерстве, формирование комплексной федеральной контрактной системы будет способствовать повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд. ФКС должна охватить весь цикл контрактования: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приемку результатов и контроль исполнения. Будут предложены инструменты результативного прогнозирования и администрирования госзаказов. Формирование ФКС создаст дополнительные возможности для повышения эффективности действующих инструментов - таких, как федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа.

Кроме того, в рамках ФКС планируется создание единой информационной базы о заключаемых и реализуемых госконтрактах. Это в свою очередь, по мнению минэкономразвития, даст возможность получать оперативные и репрезентативные данные. В перспективе это позволит не только управлять ценами и иными параметрами, но также своевременно выявлять риски, в том числе коррупционные, при заключении и реализации госконтрактов, отметили в министерстве.

Эксперты к новым инициативам отнеслись неоднозначно. С одной стороны, как рассказал "РБГ" Сергей Габестро, председатель совета директоров МТС "Фабрикант", ФКС, безусловно, проект, которым пора заниматься. "Можно находить на сайте zakupki.gov.ru тендеры на поставку золотых кроватей или на проведение различных исследований, а можно заниматься проблематикой системно, - говорит эксперт. - Так вот, создание ФКС, как я вижу, даст серьезный толчок к формированию системного планирования государственных нужд. Сейчас никто не задается вопросами, нужно ли то или иное количество автомобилей, мебели или канцелярских товаров для госорганов. Планирование госнужд не ведется и никем не регламентируется. На мой взгляд, самое время заняться анализом эффективности использования всего того, что государство приобретает и эксплуатирует".

Кроме того, по мнению эксперта, ФКС даст возможность понять, насколько эффективно государство управляет тем, что приобретает. Эту тему сегодня тоже никто не анализирует, потому что нет понятных регламентов, которые должны регулировать, например, ремонтные гарантированные работы, связанные с управлением имуществом. "Представьте, что государство - это огромный хозяйствующий субъект, - говорит Сергей Габестро. - Приобретать товары и услуги оно уже научилось, а понять, что покупает, для чего и как это дальше содержать, не знает. Порой складывается ощущение, что все, что приобретается, сразу куда-то исчезает. С моей точки зрения, задача поставлена правильно, цель и стратегия тоже верны, другой вопрос, способно ли минэкономразвития реализовывать подобного рода проекты."

Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру", пояснил, что закупка - лишь один из элементов системы обеспечения ресурсами, а должен быть четко отстроен и регламентирован весь процесс от планирования потребностей в продукции и бюджетирования до оценки эффективности выполненных контрактов.

Нынешние правила госзакупок подвергаются интенсивной критике. Кроме того, то, что предшествует выбору поставщиков и подрядчиков (т.е. происходящее до объявления конкурса, аукциона или иной другой закупочной процедуры) и следует за заключением контракта, сокрыто в тумане неопределенности. Профессионалы отлично знают, что наибольшие коррупционные риски таятся не в проведении тех же торгов, а в подготовке к ним и в исполнении контракта победителем, говорит эксперт. Соответственно, формализованная и контролируемая система снабжения у нас отсутствует. И это в значительно степени снижает отдачу от усилий борцов за прозрачность и эффективность госзакупок. Ведь при безупречно проведенном (с точки зрения 94-ФЗ) аукционе существует масса возможностей отдать контракт "своему" поставщику. Поэтому при всей красоте деклараций о сэкономленных в ходе госзакупок миллиардах на деле ситуация менее радужная. "На мой взгляд, решение указанных проблем требует титанических усилий: разработки и принятия ряда законов и нормативных документов, создания системы контроля и стимулирования, обучения, - говорит эксперт. - Должна быть создана и автоматизированная система управления госснабжением, элементом которой станут и официальный сайт РФ по размещению государственного и муниципального заказа, и реестр госконтрактов. Только тогда можно рассчитывать на наведение порядка в одной из наиболее значимых статьей государственных расходов".

Николай Андреев, председатель совета директоров Сбербанк-АСТ, отметил, что ввод в действие официального сайта РФ для размещения информации о госзаказе обеспечил настоящий прорыв в вопросе открытости и прозрачности процедуры размещения государственного заказа. Создание ФКС - следующий важный шаг в данном направлении. "Введение ФКС обеспечит эффективный комплексный контроль за всем процессом размещения госзаказа - от планирования до контроля исполнения заключенных контрактов, а создание единой информационной системы обеспечит на всех уровнях управления наличие точных и объективных данных, необходимых для правильного принятия управленческих решений", - говорит эксперт.

С другой стороны, эксперты задают вопрос: что получат государство и бизнес, если вдруг данное предложение в представленном виде начать реализовывать?

По мнению Михаила Иванкова, директора департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", первое, что появится, - это новый надзорный орган, который активно начнет бороться за контроль над закупками и исполнением контрактов с отраслевыми государственными заказчиками, а в перспективе и с регионами. Увеличится количество чиновников, которые активно начнут бороться за "место под солнцем", количество согласований и бюрократических процедур. "В итоге государством будут закупаться не те услуги - то, что нужно, например, для развития энергетики, сельского хозяйства и т.п., - а те, которые удастся согласовать с чиновниками новой структуры, - считает эксперт. - При этом, соответственно, увеличится объем коррупционной составляющей в госзаказе. Кроме того, произойдет размывание ответственности за обоснованность и результативность государственных закупок".

В результате, по мнению Михаила Иванкова, миллиарды будут истрачены на создание и развертывание глобальной информационной системы, призванной обеспечить функционирование ФКС. В условиях отсутствия единого информационного пространства государственных органов, отсутствия оптимизированных и унифицированных административных процессов в федеральных и региональных органах исполнительной власти такая система свои функции выполнить не сможет. Зато серьезные государственные средства будут освоены заинтересованными структурами.

Федеральная контрактная система

Бизнес