23.12.2009 00:50
Власть

Владимир Артяков: Самарская область по-прежнему остается в числе 12 регионов-доноров страны

Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №247 (5071)
Читать на сайте RG.RU

Самарская область - один из немногих регионов России, которому удалось сверстать бюджет следующего года без дефицита. При этом ему предстоит решать сложные системные проблемы.

Они связаны и с реструктуризацией АвтоВАЗа, и с пилотным проектом в Тольятти по отработке механизмов поддержки развития моногородов в России, с созданием особой экономической зоны. О том, как регион планирует справиться с такой нагрузкой в условиях продолжающего кризиса, на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал губернатор Самарской области Владимир Артяков.

Российская газета: Владимир Владимирович, какова все-таки дальнейшая судьба АвтоВАЗа? Не проще ли было завод закрыть и на выделенные государством средства построить новый. Ведь такой сценарий рассматривался?

Владимир Артяков: Может, особо "продвинутые" эксперты и высказывали такое мнение. Но на АвтоВАЗе работает почти 100 тысяч человек, вместе с членами семей - практически половина 700-тысячного Тольятти. Кроме того, в Самарской области находится свыше 300 предприятий, замкнутых на АвтоВАЗ, а это еще 100 тысяч человек.

Закрытие завода обернулось бы большой социальной проблемой. Людей, а это в том числе молодежь, надо было бы за короткий промежуток времени переориентировать на другие производства, трудоустроить. Кроме того, если строить новый автозавод, то, значит, и в области надо построить еще несколько вспомогательных производств. Задача архисложная. Ни ресурсов, ни времени на это нет. Зато у АвтоВАЗа есть эффективный зарубежный партнер - французская компания "Рено" - с современными технологиями, большими возможностями, авторитетом на рынке. И его можно вовлечь в собственное производство. Правительство нас поддержало.

Если с помощью "Рено" мы доведем реструктуризацию АвтоВАЗа до логического завершения, то получим совершенно новый завод по производству массового народного автомобиля. И намерения французов - глубже войти на АвтоВАЗ, - совпадают с нашими.

РГ: Какова цена вопроса по возрождению ВАЗа для российских налогоплательщиков? Какую долю возьмет на себя областной бюджет, какую - федеральный?

Артяков: Со стороны правительства на поддержку завода анонсировано 50 миллиардов рублей. 25 миллиардов, напомню, уже получены. Областной бюджет ВАЗ не финансирует, а поддерживает финансами программу занятости. Такое "разделение обязанностей" утверждено на федеральном уровне. Что касается вклада "Рено", то пока речь идет о передаче технологий по производству двигателей, коробок передач. Технологии в качестве оборудования компания внесет в уставной капитал ОАО "АвтоВАЗ". Таким образом, автомобили под брендом "Лада" будут наполняться свежими технологическими решениями.

В окончательном виде программа возрождения завода будет представлена руководством АвтоВАЗа в начале 2010 года. А пока благодаря правительству удалось взять ситуацию под контроль, избежать массовых увольнений. В начале кризиса АвтоВАЗ был загружен всего на 30 процентов. Простая арифметика показывала, что какая-то часть людей должна быть уволена. А сейчас люди продолжают работать. Причем не только на АвтоВАЗе, но и на иных производствах. Идет расчистка территорий под предстоящую модернизацию.

РГ: И когда мы получим массовый народный автомобиль? Кстати, что вы вкладываете в это понятие?

Артяков: Не хочу на себя брать ответственность и говорить за Авто ВАЗ, поскольку не руковожу этим предприятием. Но руководство компании анонсировало, что народный автомобиль в России появится в 2012 году.

Это прежде всего машина с демократичной доступной ценой. Ею вполне может стать автомобиль из семейства "Калины", отвечающий всем стандартам безопасности, но с упрощенной начинкой и с измененным в лучшую сторону дизайном. За рынок таких недорогих, качественных авто борются сегодня японские автопроизводители. "Фольксваген" тоже заявил, что будет выпускать очень дешевый автомобиль. Задача Авто ВАЗа - отследить тенденции и не проиграть на внутреннем рынке.

РГ: Самарская область является также одним из крупнейших центров авиационной и космической отраслей. Какую поддержку им оказывают, чтобы пережить кризис?

Артяков: Сегодня в развитии авиационно-космической отрасли наблюдается позитивная динамика. За 10 месяцев производство космических аппаратов увеличилось почти наполовину. В первую очередь таких успехов удалось достичь благодаря увеличению госзаказов "ЦСКБ-Прогресс" по ракетоносителям.

Кроме того, наш авиационный завод "Авиакор" вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации и получил возможность представлять свою продукцию в общей линейке ОАК. Также он может рассчитывать на помощь в решении своих проблем как со стороны корпорации, так и государства. На "Авиакоре" будут изготавливать комплектующие для самолетов Ан-148, Ил-112 и других. Это рулевые тяги, самолетные кресла. Заказы открывают перед авиапредприятием и его трудовым коллективом хорошие перспективы.

Без долгов

РГ: В Самарской области на 2010 год запланирован бездефицитный бюджет. Явление довольно редкое в условиях кризиса. За счет чего вам удалось этого добиться?

Артяков

За счет урезания расходов. При этом мы выстроили приоритеты. У нас четко выраженный социально ориентированный бюджет, поскольку мы не собираемся отказываться от высоких областных социальных стандартов в образовании, здравоохранении. Иначе это будет удар по населению.

А вот "бюджет развития", расходы капитального характера вынуждены сократить. Кроме, пожалуй, нескольких направлений. Значительные средства предполагаем направить на финансирование долгосрочной областной целевой программы развития автомобильных дорог. Если мы эту инфраструктуру не будем поддерживать и улучшать, то после кризиса она станет тормозом для развития. В южных районах области есть проблемы с водоснабжением. Их тоже нельзя оставлять "на потом". Словом, мы не собираемся "консервировать отсталость". Наша стратегическая задача даже в условиях жесточайшей экономии средств остается неизменной - дальнейшее социально-экономическое развитие региона, повышение качества жизни населения. Напомню, что по заявлению минфина Самарская область по-прежнему остается в числе 12 регионов-доноров страны.

РГ: А где доходы возьмете? Сборы от налога на прибыль в области в этом году упали больше чем на 50 процентов, по НДПИ - вполовину.

Артяков: Зато ритмично поступают другие налоги. Мы хорошо научились их администрировать. Налогоплательщики ориентированы на то, что налоги нужно платить. Кроме того, есть ряд соглашений с базовыми налогоплательщиками. Скажем, с "Роснефтью". У компании в области три НПЗ, два ГПЗ, более сорока заправок. Более 18 миллиардов рублей получили за 2 года налогов в бюджет только от "Роснефти". Компания инвестирует огромные средства, модернизируя свои заводы. Три завода - по миллиарду долларов на каждый. Хорошие объемы. Это все в виде налогов возвращается к нам. "Транснефть" тоже работает на нашей территории.

Кроме того, в этом году нам удалось привлечь в бюджет области рекордные 17 миллиардов рублей из федерального центра. В общей сложности за три последних года в бюджет Самарской области поступило более 36 млрд рублей федеральных средств. Деньги шли не только на решение проблем занятости - Москва поддержала областной АПК, который в этом году из-за засухи испытывал ряд проблем. Значительную часть федеральных денег мы вложили в капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья, а также на строительство, реконструкцию и ремонт дорог.

РГ: Значит, с зарплатами бюджетникам - врачам, учителям - проблем нет?

Артяков: Нет. Даже в сложные времена начала кризиса, да и весь 2009 год ни разу не возникала задолженность. Другое дело, у нас есть ряд предприятий оборонки с госучастием, которые все-таки имеют перед работниками долги по зарплате. В свое время они брали кредиты на модернизацию и теперь испытывают трудности. Но каждую неделю на мой стол ложится справка, из которой я вижу, кто и как гасит долги по зарплате. При необходимости мы вмешиваемся в эти процессы, выходим на федеральное руководство. Например, в июле этого года более половины задолженности по заработной плате в регионе приходилось на "куст" самарских предприятий "Оборонпрома" (более 150 млн рублей). Мы провели заседания антикризисного штаба, приняли решение обратиться к московскому руководству. В результате долги были погашены в течение двух недель.

РГ: А как выглядит Самарская область на фоне других регионов по уровню безработицы?

Артяков: Сегодня в области зарегистрировано более 51 тысячи безработных. При этом уровень общей безработицы (6,1%) остается заметно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (7,7%) и Приволжскому федеральному округу (7,8%).

Мы постоянно мониторим ситуацию. И когда в середине года выяснили, что ряд работодателей планируют уволить 65 тысяч человек, предприняли дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда. Они помогли сократить это количество вдвое.

Для людей, которые подпадают под сокращения, открыты разнообразные программы поддержки. Это и временная занятость, и пособия на открытие собственного дела. Такую финансовую помощь на 210 миллионов рублей уже получили более четырех тысяч граждан. Организуем общественные работы на предприятиях, в муниципальных образованиях. Благодаря механизму временных работ ремонтируются объекты социальной сферы, животноводческие фермы, приводятся в порядок памятники, благоустраиваются территории населенных пунктов.

Возможностями профессионального переобучения за государственный счет воспользовались почти 8 тысяч человек. Кстати, для вазовцев оговорены особые условия. Их переподготовка и повышение квалификации продолжительностью до полугода идет с компенсацией расходов: по 26,8 тысячи рублей на каждого работника. В конце ноября 2009 года правительство Самарской области и Роструд подписали соглашение о выделении субсидий на обеспечение занятости работников АвтоВАЗа на сумму 712 миллионов рублей. Деньги уже перечислены в Центр занятости населения Тольятти.

На сегодняшний день кассовый расход выделенных федеральным бюджетом средств на мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Самарской области составляет 97 процентов. Это один из лучших показателей в стране.

РГ: Владимир Владимирович, наши читатели активно звонят по "горячей линии", задают вам вопросы. Виктор Савин интересуется, что делает областная администрация для того, чтобы жилье стало более дешевым и доступным для людей.

Артяков: Самая минимальная цена квадратного метра, которая может быть сегодня предложена, около 32 тысяч рублей. Да, дорого. Дело в том, что когда строится жилье и осваиваются территории, многие издержки закладываются в цену квадратного метра. Чтобы их снизить, областное и федеральное правительства должны вкладывать средства в инфраструктуру.

Кроме того, надо максимально минимизировать первичные затраты. Хорошие помощники в этом - новые технологии. У нас есть строительная компания, которая в 2008 году презентовала свой жилищный проект. Укладывались в 29 450 рублей за квадратный метр, то есть в федеральную норму по строительству жилья. С этой компанией мы планировали развить проект строительства социального жилья. Но кризис пока не позволяет реализовать эту программу.

РГ: Придется ждать, когда он закончится?

Артяков: С этим проектом - да. Но зато в непростой экономической ситуации бизнес вложил деньги в Новокуйбышевский завод по производству малоэтажных домов. Первую очередь его недавно сдали. Это 500 домов в год. Себестоимость квадратного метра без коммуникаций от 10 до 12 тысяч рублей. Очень хорошее качество по теплопроводности, энергоэффективности, возможностям планировки. Завод работает по немецкой технологии, полностью автоматизированной. Раньше такие дома в область привозили из Белоруссии, а теперь это производство у нас. В области 20 процентов населения живет на селе, это порядка 600 тысяч человек. Так что возможности малоэтажного строительства мы будем активно использовать. Кроме того, "малоэтажкой" у нас постепенно обрастают большие города - Самара, Тольятти.

РГ: Виктор Скорнович интересуется, что за суета в последнее время вокруг вашего имени. Дескать, ездите на бронированном "Мерседесе"?

Артяков: Действительно, вы правильно сказали: суета. Дело в том, что этот служебный автомобиль был заказан правительством еще 2,5 года назад, когда я приступил к исполнению обязанностей губернатора. В тот момент обстановка в области была непростая, и меня убедили, что нужно иметь достаточно безопасный автомобиль, да и бюджет региона-донора тогда, до кризиса, это позволял. Но я понимаю, почему такая информация вбрасывается именно сегодня. У нас в октябре 2010 года выборы мэра Самары и в городскую Думу. Идет борьба. Используется серьезный финансовый ресурс. Ну а в целом я на эту суету не обращаю внимания - надо работать!

Инвестиции в... игрушки

РГ: Какие тенденции во внутренней миграции- люди чаще уезжают или прибывают в область?

Артяков: Оттока населения нет. А вот приток большой. В числе приоритетных мест жительства, к примеру, Самару выбирают офицеры Приволжско-Уральского военного округа, увольняющиеся в запас.

Несмотря на кризис, сегодня многое делается, чтобы сохранить наш регион в числе наиболее привлекательных для жизни.

Министерство регионального развития сейчас разрабатывает федеральную программу содействия развитию моногородов. Самарская область активно в этом процессе участвует. Совместно с федеральными органами готовит Комплексную программу социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы. Предполагается создать более 30 тысяч рабочих мест. Это будет пилотный проект в России по отработке механизмов поддержки развития моногородов. Кроме того, мы направили в минрегион свои предложения по развитию моногородов за счет средств Инвестиционного фонда. На наш взгляд наиболее эффективное и быстрое решение проблемы моногородов - это привлечение крупных инвесторов за счет создания особых экономических зон и промышленных и инновационных парков с инфраструктурным обустройством площадок для размещаемых производств.

А в эти предновогодние дни обсуждаем вопрос принятия областного закона "О поддержке монопрофильных территорий Самарской области". В нем собираемся установить исключительные инвестиционные преференции как для новых предприятий, так и уже действующих. Особую роль отводим поддержке малых и средних компаний. У нас, кстати, четверть работоспособного населения уже занято в этом секторе. По обороту средств самарские малые предприятия занимают пятое место по стране.

В целом на общем фоне сокращения по регионам России малого и среднего бизнеса в Самарской области, несмотря на кризис, в секторе малого и среднего предпринимательства отмечен рост. За три, пожалуй, самых трудных месяца 2009 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства не сократилось, а даже увеличилось почти на 1200 субъектов, а численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса - на 14 тысяч человек.

РГ: И как вы этого добились?

Артяков: Недавно мы подвели итоги областного конкурса денежных грантов на открытие своего дела. Победителями признаны 356 участников. Каждый из них получит по 300 тысяч рублей. Безвозмездно. В итоге эти новые предприниматели создадут более 1,5 тысячи новых рабочих мест. И это далеко не предел. Хочу обратить внимание, что при секвестировании областного бюджета мы не только не сократили, но даже увеличили размер средств на поддержку малого бизнеса. На эти цели выделили 196 миллионов рублей. При этом федеральный бюджет софинансировал свыше 720 миллионов рублей.

В целом для малого и среднего бизнеса в этом году направлено почти 920 миллионов рублей. Такие суммы никогда не выделялись в регионе на поддержку предпринимательства. И 2010 год мы встречаем с хорошим заделом. В этом году в областном правительстве мы открыли круглосуточную "горячую линию" для бизнеса, по которой можно сообщить о неправомерных действиях чиновников. Случаев необоснованных проверок стало в разы меньше.

РГ: Какова судьба заявленных вами громких инвестиционных проектов по созданию в Тольятти технопарка, строительства завода современных высококачественных шин?

Артяков: На совместном совещании в министерстве регионального развития мы обсудили 13 инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на территории Самарской области.

Одним из приоритетных не только для города Тольятти, но и для всей Самарской области станет проект создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа. В результате совместной работы с федеральными министерствами уже подписаны 4 соглашения с потенциальными резидентами зоны почти на 14 миллиардов рублей. В стадии согласования - соглашения еще с четырьмя инвесторами на сумму более 2 миллиардов рублей. Среди них якорным инвестором выступит и крупнейший мировой производитель шин компания "Пирелли". Количество рабочих мест, создаваемых предполагаемыми резидентами, составит более 13 тысяч человек. И это без учета рабочих мест на этапе строительства.

Кроме подготовки проекта зоны мы ведем активную работу с другими инвесторами, с уже действующими на территории области компаниями. В Тольятти достаточное количество свободных площадок. 50 тысяч квадратных метров высвобождаются на АвтоВАЗе. Правительство Самарской области приняло решение о подготовке заявки в Инвестиционный фонд по пяти проектам общей стоимостью более 50 миллиардов рублей и создающих около 10 тысяч рабочих мест. Крупнейшие проекты касаются в частности создания производства высокотехнологических видов химической и фармацевтической продукции.

РГ: Среди инвестиционных проектов, которые поддержало областное правительство преференциями, завод по производству детских игрушек. Почему именно игрушки?

Артяков: Может быть, первоначально эта идея могла вызвать улыбку. Тольятти - машиностроительный комплекс, автопром, и вдруг - игрушки! Но оказывается, высокотехнологичные игрушки сейчас один из самых прибыльных в мире бизнесов. Моему внуку четыре года, а он уже соображает в электронике. А технически сложные игрушки - это по сути "умная" сборка электроники. Так что они будут востребованы на рынке.

Что касается преференций. Если мы видим, что компания инвестирует большие объемы в производство, внедряет новые технологии, создает сотни рабочих мест, а в перспективе обещает высокую отдачу от своей прибыли в бюджет, то преференции могут быть и по аренде на землю, и по налогам. В конце концов, если с областным бюджетом будет более-менее прилично, то я надеюсь, что в 2011 году мы будем предоставлять инвесторам еще и региональные гарантии для получения кредитов.

РГ: Вопрос от Ивана Грачева из Башкирии: "Мы ваши соседи. Начали развивать туристическую индустрию. Насколько эта тема интересна и актуальна для вашего региона?"

Артяков: Я считаю, что за туризмом в большинстве российских регионов большое будущее. У нас есть проект особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Это связано в том числе с развитием туризма на территории национального парка "Самарская Лука". Мы этот проект анонсировали в программе социально-экономического развития Тольятти. И надеемся развивать.

Футбол, хоккей и приемные дети

РГ: Говорят, Самара будет подавать заявку на проведение чемпионата мира по футболу.

Артяков: Построить стадион мирового уровня и принять в перспективе чемпионат мира - наша благая цель. Международная комиссия уже включила Самару в список городов-претендентов. Для этого мы должны развить околофутбольную инфраструктуру - "притянуть" к стадиону теннисные корты, гостиницы. Придется вложить немало средств, привлекать частные инвестиции.

РГ: Как сложится судьба популярной профессиональной хоккейной команды "Лада" после того, как ее перестал содержать АвтоВАЗ?

Артяков: Хоккей в Тольятти - один из основных видов спорта, к которому с почтением относятся все горожане. Более 600 мальчишек сегодня занимаются хоккеем в спортивных школах. Заложили мы в городе даже новый Ледовый дворец.

Но говорить о дальнейшем содержании АвтоВАЗом профессионального хоккея просто нереально. Однако у меня был разговор с руководством госкорпорации "Ростехнологии", которые взяли на себя патронаж над "Ладой". Сегодня решается вопрос о реструктуризации внешней задолженности команды. Вообще крайне чувствительный вопрос вы затронули. Я считаю, что и "Крылья Советов", и команда "Лада" в области должны существовать в обязательном порядке. Но почему-то развитие хоккейной инфраструктуры возложили на плечи региональных властей. При этом мы оказываемся заложниками парадоксальной ситуации. Чтобы развивать профессиональный хоккей, состоять в лиге, нужно в обязательном порядке иметь Ледовый дворец на 5 тысяч зрителей. Нет? Значит, выбываешь автоматически из лиги. Может быть, в сегодняшних условиях стоит смягчить требования к командам? Думаю, в каждой отдельной ситуации должен быть индивидуальный подход.

РГ: Самарская область одно время активно закрывала детские дома, а их воспитанникам находили приемных родителей. Удается ли сохранять прежние приоритеты в этой важной социальной сфере?

Артяков: Да, нам удалось создать более 2,5 тысячи семей, взявших на воспитание приемных детей. Это более четырех тысяч обласканных детей. У нас люди добрые и отзывчивые. Представляете, в одной семье 26 детей живет. Это стремление мы популяризируем, оно достойно особого уважения. И мы поддерживаем такие семьи.

Оплачиваем содержание детей, платим зарплату родителям, которые берут детей. А если дети с физическими отклонениями, а таких много, также дополнительно помогаем из областного бюджета.

В результате у нас уже закрыто 3 детских дома, в ряде детских домов при норме 250 человек насчитывается менее 100 детей. При этом в большинстве это дети старше 14 лет. То есть через 2-3 года и они уйдут из детских домов. А пополнять детские дома некем. Так что детские дома будут и дальше закрываться.

Регионы Самарская область Средняя Волга