Знаменитому танцевальному коллективу "Березка" уже шестьдесят лет.
25 декабря на сцене Концертного зала имени Чайковского ансамбль "Березка" отметит праздничным концертом пятидесятилетие мужской группы и оркестра. О секретах знаменитого танца размышляет художественный руководитель ансамбля Мира Кольцова.
Российская газета: Визитная карточка ансамбля - это знаменитый плывущий шаг. Любой артист может его освоить?
Мира Кольцова: Уникальный, придуманный основателем "Березки" Надеждой Сергеевной Надеждиной плывущий шаг невозможно повторить. Шаг рождается в сочетании с внутренним состоянием артиста. У нас проходят мастер-классы, на которых я желающим рассказываю об этом шаге, не раскрывая, однако, главных секретов. Это не просто плывущий шаг, это - скольжение по земле как по воде. Так создается образ русской красавицы.
Секрет этого шага не только в ногах. Как и многие классические хореографические элементы, плывущий шаг основан на постановке корпуса, руках, на том, что артист знает: он - танцует! Это философия танца, придуманная Надеждиной. Созданный ею хоровод - уникальное новое рождение сценического танца, основанное на знании фольклора. Так было в "Камаринской" Глинки, где фольклор соединяется с авторским видением. Надеждина сумела создать новый хореографический рассказ. Она создала новую эстетику, которой подчинены не только наши творческие законы, но жизненные тоже.
РГ: В советское время "Березка" была настоящим брендом страны за рубежом. Иностранцы, смотря на солисток ансамбля, представляли, что по России ходят только такие прекрасные статные девушки. Теперь бренды России это, скорее, нефть и газ. Вам в новых условиях сложнее работать?
Кольцова: Содержание наших концертов, наша принадлежность к России - вот это бренд. Мы никогда не агитировали со сцены, но мы единственный коллектив, награжденный медалью мира. Может быть, тогда "Березка" даже была больше, чем бренд. Это была Россия, которая через танец и сегодня любима и понимаема во всех странах мира.
Спасибо, что нас чтит сейчас государство и "Березке" помогает, дает гранты, саму возможность существовать. Мы с директором Сергеем Азовским за те двадцать лет, что работают у нас актеры, помогаем им выучиться, набраться опыта, чтобы после ухода на пенсию они не уходили в никуда.
РГ: Скажите, танец в современном мире с его клиповым мышлением и новыми технологиями требует иного подхода?
Кольцова: Для нашего коллектива было огромной проблемой потерять художественного руководителя, великого мастера. Надеждина нам оставила богатое наследие. Знаете, когда номер шел на сцене пять лет, Надеждина его, конечно, пересматривала, что-то изменяла, добавляла. Когда ее не стало, то для меня главной задачей оказалось сохранить классический репертуар. Мы развиваемся, меняемся, но при этом я уверена, что с наследием нужно обращаться в белых перчатках. Мне очень приятно, что на наши концерты ходит молодежь, которая очищается от дурновкусия.
РГ: 25 декабря нас ждет концерт, назовете хотя бы несколько сюрпризов?
Кольцова: Это будет полностью наш концерт. Он включает в себя шедевры, открывается хороводом "Березка", как и шестьдесят лет назад. Но мы вспомнили и другие традиции. Так, на Руси хоровод традиционно открывал мужчина...