К 2015 году сеть платных участков автодорог в России достигнет более 1,4 тысячи километров. Это около 46 процентов протяженности трасс, которыми к тому времени будет управлять недавно созданная госкомпания "Автодор".
Всего ей передадут свыше 3 тысяч километров федеральных дорог. Эти параметры заложены в проекте программы на ближайшие пять лет, который представила госкомпания. В минтрансе уточнили, что основанием для передачи трасс в доверительное управление является наличие на них либо платных участков, либо тех, по которым правительство ранее приняло решение об их эксплуатации "за деньги".
Доходы от сборов на платных трассах пойдут на финансирование деятельности "Автодора". При этом, предполагают в минтрансе, с 2016 года госкомпания сможет полностью отказаться от федеральных субсидий, что позволит высвободившиеся ресурсы направить на финансирование других федеральных трасс. Планируется, что общий объем вложений в автодороги в ближайшие пять лет достигнет почти полтора триллиона рублей.
Однако финансирование из федерального бюджета составит только 24 процента. Остальное - частные инвестиции, которые будут привлекаться через механизм концессий. Кроме того, как пояснили "РГ" в минтрансе, для создания современных дорог на участках с не очень интенсивным движением госкомпания в качестве заемщика будет сама привлекать средства. Это может быть выпуск облигационных займов. Уже в 2010 году компания предусмотрела "пилотную" эмиссию на 3 миллиарда рублей. В минтрансе также подчеркнули, что одной из задач госкомпании будет внедрение современных эффективных технологий в сфере проектирования, строительства и содержания дорог. Это поможет снизить себестоимость работ.
Еще одним важным направлением деятельности "Автодора" станет создание единой автоматизированной системы управления дорожным движением, в том числе с использованием интеллектуальных транспортных систем, спутниковой системы ГЛОНАСС, других современных телекоммуникационных технологий моделирования и управления транспортными потоками. Оснащение автомобильных дорог госкомпании такими системами, по оценкам специалистов минтранса, может существенно снизить уровень аварийности и повысить пропускную способность трасс. Также госкомпания займется развитием придорожного сервиса.
Проект программы "Автодора" на ближайшие пять лет уже одобрен наблюдательным советом госкомпании, согласован с минфином и минэкономразвития. Документ во вторник получил добро и на президиуме правительства. Как пояснили корреспонденту "РГ" в правительстве, уже одобрен проект распоряжения, которым будет утверждена программа.
Справка "РГ"
"Автодору" в ближайшие два года планируется передать федеральные трассы: М-1 "Беларусь", "Украина" и М-4 "Дон". Последняя - уже к маю 2010 года.
Остальные объекты - строящиеся автодороги. Это автобан Москва - Санкт-Петербург, Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, автомагистраль Москва - Нижний Новгород - Казань, а также кольцевой маршрут в районе приморской рекреационной зоны в Калининградской области. Все пять автотрасс после завершения строительства будут платными.