Грузинские власти пытаются перехватить у оппозиции инициативу в отношениях с Россией.
После того как бывший премьер, а ныне лидер оппозиционного "Движения за справедливую Грузию" Зураб Ногаидели побывал в Москве, он обещал соотечественникам, что уже к Новому году между двумя странами будет организовано несколько прямых чартерных рейсов.
В этих условиях грузинским властям стало невыгодным продолжение игры "в молчанку", которую до сих пор практиковал официальный Тбилиси, когда речь заходила о транспортном сообщении с Россией. Уступать лавры первенства оппозиции в вопросах, затрагивающих интересы простых граждан, режим Михаила Саакашвили не захотел. А потому попытался сыграть на опережение. В четверг стало известно, что Москва и Тбилиси пришли к соглашению об открытии контрольно-пропускного пункта "Казбеги - Верхний Ларс" на границе между Россией и Грузией. По словам заместителя министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе, соответствующая договоренность была достигнута при посредничестве Швейцарии. КПП заработает в марте будущего года.
Долгое время формальным поводом для закрытия объекта оставались недоделанные отделочные работы. В мае Россия, а в сентябре Грузия завершили ремонт пропускного пункта. С мая Москва предлагала открыть КПП. Но официальный Тбилиси попытался обставить этот вопрос рядом дополнительных политических условий. На консультациях, которые прошли в ноябре, в качестве посредника выступила Армения. Хотя всем экспертам с самого начала было ясно - никаких технических причин, мешающих запуску объекта, не существует. Однако официальному Тбилиси понадобилось еще почти два месяца на принятие политического решения об открытии "Казбеги - Верхний Ларс". Хотя не исключено, что большая часть этого времени была потрачена на консультации с заграничным спонсором - ведь деньги на ремонт КПП грузинской стороне выделил Вашингтон.
В пресс-службе Росграницы сообщили, что еще 7 декабря был подписан приказ ведомства "Об открытии международного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ "Верхний Ларс". Однако в погран управлении по Северной Осетии утверждают: вопрос об открытии КПП пока находится на стадии согласования.
Нет ясности и с возобновлением воздушного сообщения между Москвой и Тбилиси. Тем не менее в тбилисском международном аэропорту уже продают билеты на прямой чартерный рейс до Москвы. Вылет назначен на 26 декабря.
В четверг Министерство транспорта России напомнило авиационным властям Грузии о существовании неурегулированных финансовых проблем. По оценкам минтранса, задолженность Тбилиси за аэронавигационное обслуживание по состоянию на октябрь 2009 года составила более 700 тысяч долларов и 4 миллионов рублей. Минтранс запросил у грузинских перевозчиков необходимые разрешения для начала чартерных и регулярных полетов и попросил уточнить, кто именно владеет компанией Georgian Airways - государственные структуры или граждане Грузии.
Но все же эти вопросы выглядят техническими и частными по сравнению с другой, более прин ципиальной проблемой, препятствующей возобновлению авиационного сообщения между странами. Вице-премьер Сергей Иванов считает, что авиасообщение с Грузией может начаться только после получения от правительства этой страны гарантий безопасности российских экипажей.