Губернатор Челябинской области Петр Сумин рассказал о том, какие меры областных властей помогают региону и его жителям успешно преодолевать экономический кризис.
О расходах и социальных обязательствах
Кризис скорректировал бюджетно-финансовую политику региона. Налоговые поступления уменьшились почти наполовину. Поэтому мы резко сократили расходы, так сказать, второго порядка. Но, конечно, "не под корень" - на 32 миллиарда рублей. При этом оплачиваем все наши социальные обязательства.
Больше всего пострадали инвестиции: стали меньше строить дорог, сократили программу газификации населенных пунктов. Но мы не имеем долгов по заработной плате перед бюджетниками. Cубсидии ветеранам, детям, другим категориям, покупка лекарств, питание - все оплачивается. Регулярно рассчитываемся за топливно-энергетические ресурсы.
Выручили нас еще два момента. Уже зная, что кризис надвигается, постарались создать на своем, региональном уровне "подушку безопасности". Было в запасе перед этим тяжелым годом десяток миллиардов рублей. И еще я благодарен и президенту, и председателю правительства, и Минфину России, что нас поддержали в этом году. Мы получили бюджетную ссуду на льготных условиях на три года и дважды - безвозмездные субсидии.
Все это вместе помогло нам выйти из тяжелой ситуации, в которой оказалась Челябинская область в начале года.
О возврате налога на прибыль
Мы вернули предприятиям из бюджета переплаченных налогов на прибыль в общей сложности на сумму более 10 миллиардов рублей. Главным источником формирования бюджета в докризисное время был именно этот налог, на втором месте налог на доходы физических лиц и т. д. В четвертом квартале предприятия, как это было уже отработано в целом по России, платили по факту третьего квартала. И вот они заплатили в конце прошлого года хорошие налоги, а прибыли прежней уже не было.
В итоге нам пришлось вернуть более 10 миллиардов - при ежемесячных поступлениях налогов в бюджет от 700 миллионов до двух миллиардов рублей. И при ежемесячных расходах от трех до четырех миллиардов…
О малом бизнесе
Существенную поддержку получил малый бизнес. Венчурный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства - это сотни миллионов рублей, которыми смогли воспользоваться многие предприятия. Работают бизнес-инкубаторы и технопарки. Снижены с 15 до 10 процентов налоговые ставки, принят областной закон о работе по патентам.
Всего за время кризиса в малом бизнесе было создано более 11 тысяч новых рабочих мест. И это чрезвычайно важно. Ведь малое предпринимательство, доля которого выросла в валовом региональном продукте до 25 с лишним процентов, дает сегодня 15 процентов бюджетных доходов. Кроме того, малый бизнес - это средство той самой диверсификации производства, которая делает экономику устойчивой к кризисным явлениям.
О кредитах и ценных бумагах
Нас научил кризис 1997-98 годов, и мы перестали занимать деньги в банках. У области не было и нет кредитов. Как бы меня ни толкали к тому, чтобы выпустить ценные бумаги и привлечь деньги, я на это не пошел. Это не дело региональной исполнительной власти и правительства. У нас бюджет - это бюджет расходования, а не зарабатывания: содержим соцсферу, выдаем зарплату, лекарства покупаем, рассчитываемся за услуги. Область не имеет кредитных долгов. И так легче пережить кризис.
О занятости и помощи предприятиям
Челябинская область одной из первых в России приняла антикризисный план. Основные меры - это во-первых: сохранение трудовых коллективов, минимизация безработицы, а также реализация программы содействия занятости. На эту программу израсходовано около четырех миллиардов рублей. Это и новые рабочие места, и обучение, и переобучение, открытие собственного дела в малом бизнесе…
Во-вторых, это поддержка предприятий в плане загрузки заказами, а также в том, чтобы за выполненные заказы еще и рассчитались.
В-третьих, было уделено особое внимание моногородам и тяжелым, "больным" предприятиям, а таких, к сожалению, у нас много. Они и сейчас трудно существуют - это челябинский "Станкомаш", автоматно-механический завод, литейно-механический завод в Катав-Ивановске, Нязепетровский крановый завод... Многие предприятия потихоньку начинают работать, в ряде случаев мы нашли выход, нашли заказчиков, которым эти заводы могут поставлять продукцию.
Есть существенное отличие нынешнего кризиса от предыдущего - кризиса 90-х годов: предприятия все "на рабочем ходу", коллективы готовы и могут работать. Главная проблема - продукцию произвели, а ее не берут. Рынка нет. Рынок - это главное. Вот это тяжелая проблема. Пришлось заниматься внутренним рынком.
О пользе кризиса
Кризис - это не только и не столько беда. Это и катарсис - очищение "здесь и сейчас". В реальном секторе экономики не все сегодня потеряли объемы производства. Агропромышленный комплекс Южного Урала сработал по итогам этого года успешно. По объемам производства мяса птицы Челябинская область вышла на пятое место в России. На ММК уже в кризисное время запущен стан-5000 - а ведь это крупнейший инвестиционный проект в России в 2009 году. Результат - налажено производство высококачественного листового проката, который раньше за большие деньги стране приходилось покупать за границей.
Многие наши предприятия и организации стали больше думать о модернизации, о выпуске новой, более востребованной продукции. Это философия эффективного хозяйствования. Ведь что произойдет, если сегодня предприятие не подумает об этом? Продержится оно по инерции год, два, три - а потом?
У нас есть яркий пример - Златоустовский металлургический завод. Сейчас Челябинский металлургический завод модернизируется, реконструируется. Вроде бы тяжелое время, деньги надо экономить, но руководители предприятий берут кредиты, ссуды и вводят новые объекты, станы строят, новую продукцию выпускать собираются, потому что она будет востребована. А Златоустовский завод, к сожалению, на протяжении 10-12 лет ничего нового не построил, не реконструировал. И если сейчас там не будет модернизации, через три-четыре года его продукцию никто не станет брать: она будет невыгодная, дорогая, некачественная.
Кризис заставил посмотреть на ситуацию по-новому и понять, что так, как раньше, мы уже не можем работать. К примеру, производительность труда у нас за последние годы увеличилась в два раза. Но этого мало.
Возникает другая проблема. Сегодня для того, чтобы поднять производительность труда, многие начинают высвобождать лишних работников. Надо этих людей обеспечивать работой. И в этом году мы создали около 18 тысяч рабочих мест. На будущий год у нас новая программа проработана: должны получить еще почти 18 тысяч рабочих мест. Сравниваем с тем, как за рубежом работают, в самых передовых, экономически развитых странах: какая там производительность, какое качество. Где-то мы вышли на мировой уровень, где-то нам приходится догонять.
О "ручном управлении"
Да, в ряде случаев приходилось действовать, что называется, в режиме "ручного управления". Нас критиковали, над нами где-то посмеивались, хотели наши решения отменять. Но такой режим - подчеркну, как вынужденная и временная мера! - показал свою эффективность.
Яркий пример - назначение представителя губернатора на Златоустовский металлургический завод. Ситуация была аховая: нет кадров, нет денег, и люди без зарплаты и без работы. Мы разыскали, у кого имеются долги перед предприятием, - у КамАЗа, ГАЗа и т. п. Решили вопрос их возвращения. И эти деньги сразу отдали на зарплату людям. Потом оборотные средства надо было найти: за электроэнергию заплатить, завод запустить. И наш представитель сработал отлично. Так что эту форму, если необходимо, мы будем применять.
О посткризисном развитии
Думаю, что острую фазу кризиса мы прошли, хуже и тяжелее уже не станет. Пятый месяц в экономике области наблюдается подъем - 12 процентов роста промышленного производства. В абсолютных цифрах по итогам года объем промышленного производства составит 582 миллиарда рублей (81 процент к 2008 году). Но падение составило 31 процент. Чтобы "отыграть" оставшиеся 19 процентов и выйти на докризисный уровень, нам потребуется и будущий год, и последующий за ним. Чудес не бывает.