Приехав в Екатеринбург, новый полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко одно из первых интервью дал "РГ-Неделя". Сегодня полпред снова отвечает на вопросы корреспондента газеты.
Российская газета: По вашим собственным ощущениям, этот год в вашей жизни был тяжелым или очень тяжелым?
Николай Винниченко: Бывало и тяжелее. Конечно, год был тяжелый. Я не ожидал, что с первых дней работы придется комплексно заниматься вопросами экономики, поиском выхода из тех ситуаций, которые создавал кризис. Но основным итогом для себя и для Уральского федерального округа я считаю, что удалось удержать ситуацию в необходимых рамках. Если бы мы системно не работали, то последствия кризисных явлений могли быть гораздо тяжелее.
Поэтому я ощущаю, что мы не зря поработали. Мы научились трезво оценивать обстановку, научились оперативно принимать правильные, как показало время, решения. Благодаря этому есть позитивные результаты, касается ли это конкретного предприятия, экономики округа в целом. Я чувствую, что стыдиться мне нечего: работал засучив рукава, с болью воспринимая те критические ситуации, которые возникали в течение года.
РГ: Год назад вы сказали, что если посмотреть цифры, которые приводят правоохранительные органы Урала, говоря о борьбе с коррупцией, то вроде все нормально. Но если проанализировать, кто привлекается к ответственности, видно: нет крупных фигур, тех, кто по существу и определяет тут погоду. За год что-то изменилось?
Винниченко: На мой взгляд, за год изменилось мировоззрение тех, кто призван с этим злом бороться: у правоохранительных органов. У них исчезла робость в реализации материалов, которые они наработали в выявлении фактов коррупции.
Среди привлеченных к ответственности есть чиновники всех уровней - от руководителя муниципального образования до вице-губернатора, есть руководители федеральных органов исполнительной власти. Но в этом году нам не удалось реализовать единый комплексный - для всех силовых подразделений - план по борьбе с коррупцией. Это задача следующего года. Но результаты работы в этом году в целом, на мой взгляд, показывают, что мы продвинулись вперед. Я имею в виду прежде всего федеральные структуры. И дальше будем настойчиво бороться с этим злом.
Вторая составляющая борьбы с коррупцией - это подготовка соответствующей нормативно-правовой базы местного уровня. Эта задача решена, сейчас главное - вдохнуть в местные законы реальное содержание, сделать работу созданных комиссий по конфликтам интересов эффективной, чтобы материалы комиссий оперативно реализовывались через действия прокуратуры.
Я же исходил и буду исходить из того, что моя задача - политическая: оказывать такую поддержку правоохранительным органам, чтобы они без малейшей робости расследовали и доводили до суда дела о коррупции, каких бы высоких персон они ни касались. И такая задача за год успешно решена.
РГ: Тюменская область станет первым субъектом Федерации в Уральском федеральном округе, где будет реализовываться проект создания системы "электронного правительства". Почему именно в Тюмени? Как все это будет в жизни?
Винниченко: В Тюменской области этой задачей занимаются давно и системно. Это не значит, что в других наших субъектах Федерации нет предпосылок для создания "электронного правительства". В этом направлении активно работают в Ханты-Мансийском округе, на Ямале, в Челябинске.
Но Тюменская область, по нашим оценкам, серьезно продвинулась в комплексном использовании информационных технологий. Многое тюменцы сделали сами, многое переняли там, где элементы "электронного правительства" уже работают, - в Татарстане, в Москве. Вещи очень интересные и полезные. Например, система связи работает так, что губернатор в любой точке региона могжет получить по электронной почте документ, подписать его и передать в работу: принятие решения существенно ускоряется.
Внедрение информационных технологий внутри структур государственного управления - это первая и одна из главных функциональных составляющих "электронного правительства".
Вторая - использование российской системы коммуникаций "Глонас". Например, в Башкортостане внедрение системы слежения за движущимися объектами (общественным транспортом, грузоперевозчиками), основанной на "Глонас", экономит бюджетные средства.
Третий и, наверное, самый важный элемент "электронного правительства" - это система оказания информационных услуг населению.
Президент России поставил задачу, чтобы в ближайшее время не менее 60 процентов государственных услуг должны оказываться людям в электронном виде. Как это будет реализовываться? Прежде всего, через так называемый принцип "одного окна", без контакта с чиновником. Например, гражданину необходимо зарегистрировать недвижимость, он делает заявку на услугу, сдает документы приемщику и получает нужные документы в строго оговоренные сроки. Должны широко применяться электронные терминалы наподобие тех, что используются для приема всевозможных платежей. Когда я бывают в службах, где уже работают по принципу "одного окна", используют терминалы, интересуюсь, а сколько создано таких пунктов по всему региону? Как правило, около десятка. Это капля в море!
РГ: Вы знаете, пожилые люди опасаются введения этих новшеств. Особенно таких, где нужно самому что-то делать на компьютере. Во-первых, говорят они, у нас нет компьютеров и Интернета, а во-вторых, мы не умеем ими пользоваться. Да и не можем: зрение слабое, пальцы не гнутся... Выходит, надо будет искать кого-то, кто имеет компьютер, и снова платить.
Винниченко: Введение системы "электронного правительства" не означает, что заказать услугу можно будет исключительно через компьютер. Пожалуйста - к приемщику, через терминал. Ничего сложного в работе с тем же терминалом нет, кнопки там достаточно большие, на экране высвечивается весь алгоритм действий: пройти по стрелочкам всю процедуру заказа не сложно даже пожилому человеку. К тому же в точках, где сейчас такие услуги оказываются, есть специалисты, они проконсультируют, как и что делать.
РГ: В нашу первую встречу вы говорили, что хотите очень хорошо узнать Урал, Западную Сибирь, побывать везде. И действительно, много ездите по округу. Появились города, уголки, где хотелось бывать чаще?
Винниченко: У меня позитивные впечатления о всех городах и поселках, где я уже побывал, касается ли это небольших северных поселков нефтяников или столиц субъектов Федерации. Конечно, мне очень нравится Екатеринбург, поскольку большую часть времени провожу именно здесь.
Хотелось бы съездить в Верхотурье, побывать на знаменитых челябинских озерах, съездить на горы, где все катаются на лыжах, посидеть с удочкой где-нибудь на Ямале или в окрестностях Ханты-Мансийска… Но не получается. Все время забирает работа.
РГ: О чем мечтаете? Чем бы хотели позаниматься не в экстренном, а в плановом порядке?
Винниченко: Мечта одна - отоспаться. А если серьезно, то для себя следующий год я связываю с реализацией проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Это - моя основная цель! Проект очень важный для всех нас, поскольку он скажется на экономике всех территорий Уральского федерального округа, поможет справиться с кризисной ситуацией, даст работу огромному количеству предприятий и людей. Строительство в рамках проекта начинается уже в 2010 году.
Если мы построим дорогу на Северный Урал - а мы ее построим! - это будет наш след на этой земле и достойное продолжение дел тех, кто работал здесь до нас, в том числе - продолжение дела моего предшественника Петра Михайловича Латышева. Он отдал много сил и энергии, чтобы идея "Урала промышленного - Урала Полярного" была осуществлена.
Телефоны "горячей линии" полномочного представителя президента РФ в УрФО:
г. Екатеринбург: (343) 371-91-91;
г. Челябинск: (351) 267-07-95, 267-72-28;
г. Тюмень: (3452) 46-32-52, 46-31-70;
г. Курган: (3522) 41-40-10;
г. Ханты-Мансийск: (3467) 36-20-20;
г. Салехард: (34922) 2-20-20, 2-27-89.