25.12.2009 00:43
Экономика

Разработана федеральная программа "Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров"

Минпромторг нашел способ обеспечить специалистами высокотехнологичные сектора экономики
Текст:  Елена Исаева
Российская газета - Экономика: Компании года №250 (5074)
Читать на сайте RG.RU

Минпромторг и Союз машиностроителей России совместно с представителями системы образования и промышленных предприятий разработали федеральную целевую программу (ФЦП) "Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах экономики". Обсуждение итогов ее реализации в начале декабря состоялось в Общественной палате РФ. Выяснилось, что в результате работы над программой в стране появились модели нового типа учебных центров, разработаны механизмы вовлечения молодежи в промышленность, опробованы технологии формирования и подготовки управленческих команд для высокотехнологичного сектора, а также утверждены проекты профессиональных стандартов.

Квалифицированные кадры, подчеркивали собравшиеся для обсуждения эксперты, одна из основных составляющих успешной экономики. По словам директора департамента системного анализа и стратегического планирования минпромторга Николая Кутеева, можно купить сложнейший станок, но если нет человека, который сможет на нем работать, это совершенно бессмысленная затея, которая может повлечь за собой довольно печальные последствия.

- Именно поэтому мы и начали заниматься этой темой, - говорит Кутеев. - И сразу стало понятно, что главной проблемой является отсутствие массового заказа кадров со стороны предприятий и довольно слабая коммуникация между образовательными учреждениями и работодателями. Все сводится к тому, что работодатели говорят о том, что вузы ничего не умеют делать, готовят не тех, кого нужно. А вузы в ответ довольно справедливо заявляют: вы сформулируйте, кто конкретно вам нужен.

Таким образом, встает один из главных вопросов - вопрос профессиональных стандартов. Кутеев убежден, что ни одно ведомство не способно обеспечить разработку востребованных профессиональным сообществом специальных стандартов. Это дело самого профсообщества, саморегулируемых организаций, работодателей.

Выработка единого стандарта - важнейший пункт во взаимодействии предприятия и учебного заведения. По мнению руководителя департамента управления персоналом ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Елены Пудаловой, необходимо как можно скорее определить "систему ценностей", которая была бы понятна и предприятиям, и учебным заведениям.

- Если все договорятся о единой системе, - говорит Пудалова, - тогда можно будет оценивать не только выпускника, но и студента, а также смотреть, куда мы идем.

Серьезная проблема, с которой столкнулись российские предприятия (именно из-за отсутствия единого профессионального стандарта), заключается в том, что персонал сегодня в большинстве своем не обладает должной квалификацией. По словам руководителя Экспертного клуба промышленности и энергетики минпромторга Георгия Афанасьева, процент квалифицированных сотрудников составляет всего 5-10%. Однако в дальнейшем Афанасьев видит значительное повышение доли квалифицированного персонала.

Таким образом, для формирования профессионального стандарта необходимо, по мнению Афанасьева, признать компетенции (и подтвердить их необходимыми квалификациями), полученные в практической деятельности, на уровне с компетенциями, которые человек получает в системе образования.

- Выпускник вуза, показывая свой диплом, гарантирует работодателю один уровень компетенции, - говорит Афанасьев. - Но через пять лет, занимаясь какими-либо проектами, он получит компетенцию другого уровня, и на практике, а не в системе образования.

Именно в этой области, по мнению Афанасьева, и лежит идея профессиональной сертификации, ее суть в том, что "человек должен гарантировать, что он хотя бы раз в жизни контактировал в ходе работы с лучшими людьми своей профессиональной области".

Однако нельзя забывать, что на предприятии необходимо уделять особое внимание не только техническим кадрам, но и смежным, связанным с производством не напрямую, а, к примеру, опосредованно. По словам Афанасьева, с первых этапов работы над ФЦП стало понятно, что некоторым предприятиям проще создавать профстандарты, относящиеся к их собственным профессиям. Однако в дальнейшем выяснилось, что вклад других профессий, так называемых обеспечивающих, взятых из других областей, для конечного результата деятельности компании оказывается определяющим. Афанасьев привел следующий пример: к падению результатов производства в связи с кризисом инженеры имели самое минимальное отношение, главная роль здесь лежит на службе маркетинга и других "обеспечивающих" службах. Но взаимосвязь между всеми подразделениями и привела к определенным результатам, точнее, к их падению. Таким образом, процесс сертификации не может быть ограничен только "внутренними" специальностями той или иной профессиональной сферы. Это факт.

Одним из ключевых пунктов в разработанной ФЦП является идея привлечения молодых кадров в производство.

- Я глубоко убеждена, что Россия - особая страна, и не все иностранные технологии здесь работают, - высказала свое мнение проректор по научной работе РГАТА им. П.А. Соловьева Татьяна Кожина. - И поэтому если серьезно заниматься военным комплексом, авиационной промышленностью и нанотехнологиями, то нужны наши, отечественные кадры, которые помогут нам быть независимыми и конкурентоспособными на международном рынке. Затрагивая тему вовлечения в производство молодых специалистов, Кожина сообщила о том, что у себя в вузе они создали особые методики привлечения и закрепления вчерашних выпускников в промышленном производстве. По мнению Кожиной, необходимо активнее заинтересовывать молодых специалистов и подталкивать их к достижению результата, к продвижению по карьерной лестнице.

- К этому результату мы шли достаточно долго, - говорит Кожина - В итоге мы разработали инструментарий, который дает возможность на практике достигать поставленных целей.

Отличительной особенностью предлагаемой вузом кадровой системы является то, что она предполагает наличие единого комплекса во главе с ведущими предприятими и учебными заведениями отрасли. Кроме того, должны быть привлечены и предприятия - поставщики оборудования, и лучшие научные центры отрасли, и предприятия - поставщики технологии. - Только такой союз может создать постоянно действующую и работающую систему по обеспеченности производства серьезным кадровым потенциалом, - заключает Кожина.

Помимо этого, Татьяна Кожина предлагает создать отраслевые научно-образовательные центры, в которые бы вошли учебные заведения, без которых, по мнению проректора РГАТА им. П.А. Соловьева, дальше двигаться будет нельзя. Кожина отметила, что вопрос среднего и начального образования в стране сегодня стоит в полный рост .

- Мы не должны выпускать из виду ни школы, которые у нас находятся пока сами по себе, ни профессиональные училища, которые остались в стороне от промышленности, ни тем более техникумы, - заявила Кожина. - Высокотехнологичное производство без науки нереально.

Рассказывая о программе, реализуемой на базе РГАТА им. П.А. Соловьева, Кожина отмечает, что предприятия отправляют к ним своих сотрудников на переобучение, внимательно наблюдая за учебным процессом.

- Они дают нам конкретный заказ, - говорит Кожина. - Академия набирает группу и обучает ее. По завершении учебного плана каждый из слушателей выполняет выпускную работу, заказ на которую дают непосредственно на производстве. Над дипломными проектами они работают вместе с преподаватели академии, а принимает работу комиссия предприятия, которая смотрит, какого результата достиг работник и где можно применить полученные им знания и навыки. Более того, руководство завода поощряет своих работников премиями за повышение квалификации.

Как выяснилось, все промежуточные результаты и итоги, к которым составители ФЦП пришли в ходе работы, в дальнейшем будут оформлены в виде отдельных теоретических работ и объединены в ежегодный доклад министерства промышленности по состоянию кадров в высокотехнологичных отраслях.

Экономика