28.12.2009 00:19
Культура

Издана книга к 100-летнему юбилею "Русских сезонов" Сергея Дягилева

Открыты новые страницы "Русских сезонов"
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №251 (5075)
Читать на сайте RG.RU

К 100-летнему юбилею "Русских сезонов" Дягилева издали книгу, уникальность которой трудно переоценить - "История "Русского балета", реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова".

Слава богу, о юбилее антрепризы "Русские балеты", которая за двадцать лет существования, до смерти Дягилева в 1929 году, оказала мощное влияние не только на балет ХХ века, но и на мировое искусство, вспомнили не только в Европе, но и в России. К нему приурочена богатейшая выставка "Видение танца", ставшая результатом совместных усилий Третьяковской галереи, фонда культуры "Екатерина", Нового национального музея Монако (она, кстати, до 31 января). Дань памяти Дягилева отдает и эта книга, подготовленная в рамках проекта "Первая публикация" Издательской программой "Интерроса", - реальное открытие. Она плод почти двадцатилетней работы сотрудников Третьяковской галереи над материалами архива Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, который был передан России по завещанию второй жены Ларионова Анной Константиновной Томилиной. В архиве художников сохранились материалы книги о Дягилеве и балете, над которой Ларионов работал в 1930-1940-х годах. Специально для этой книги художник собирал либретто и фотографии актеров, писал мемуары... Даже сделал макет книги и нарисовал обложку. И вот спустя 45 лет после смерти Ларионова.

С ларионовскими эскизами костюмов к балету "Русские сказки" и "Шут", с шаржами и мгновенными зарисовками с натуры - Сергея Дягилева и Сергея Прокофьева, Вацлава Нижинского и Леонида Мясина, с портретами Михаила Фокина и Ольги Спесивцевой, Натальи Гончаровой и Игоря Стравинского... С роскошными фотографиями. Кажется, что исчезнувшая belle epoque Дягилевских сезонов возвращается с этих страниц. Если учесть, что Дягилевские постановки никогда не были показаны на родине и что Дягилев не разрешал киносъемку спектаклей, то это первое знакомство зрителей в России с зарубежным "Русским балетом". Основательная научная подготовка издания, которую осуществляли Г.Г. Поспелов и Е.Я. Суриц, делает эту книгу вкладом в изучение наследия русского авангарда.

Наконец, издание открывает совершенно неожиданные грани личности Михаила Ларионова. Если вдуматься, история фантастическая - художник превращается в хореографа и ставит спектакль для знаменитой парижской сцены. Причем объяснить происшедшее он сам не мог. Но поразительно, что Дягилев его понял и...поддержал. В 1920-е годы художник ставит как хореограф балет "Шут". В 1929-м вместе с Сержем Лифарем работает над хореографией новой версии балета "Байки про лису". Как утверждают историки русского авангарда, при том, что о реформе музыкального театра думали и Кандинский, и Малевич, и Шагал, Ларионов оказался единственным художником, которому почти в полной мере удалось воплотить в реальность на большой сцене свои театральные идеи.

Благодаря Дягилеву, разумеется.

Аукционы и коллекции