Вчера в Москве высокопоставленная делегация из Токио в очередной раз доказала, что и японцы иногда бывают обычными людьми.
От их почти мифического стопроцентного спокойствия не остается и следа, когда речь заходит о Курилах. Не скрывал своих чувств и глава МИД Японии Качуя Окада.
Не было ни малейшего сомнения, что российских министров Сергея Лаврова и Виктора Христенко в понедельник ждут крайне сложные (в первую очередь с эмоциональной точки зрения) переговоры. Накануне своего приезда в Москву Окада в, очевидно, не совсем свойственной для настоящих самураев манере дал понять: у официального Токио кончается терпение.
Японцев продолжают манить чужие острова. А точнее, Южные Курилы. "Прошло уже более шестидесяти лет с момента возникновения этой проблемы. Сколько времени нам необходимо? - дал волю чувствам японский министр, а затем вообще перешел к ультимативным заявлениям. - До тех пор пока он (территориальный спор. - "РГ") будет откладываться, не изменится и образ России в глазах японцев, а "партнерские отношения "будут лишь на словах".
При этом в Токио за последние несколько месяцев десятки, если не сотни раз звучали обвинения в адрес России в "незаконной оккупации".
Очевидно, градус заявлений японские власти поднимали не случайно. На Москву устроили настоящую психическую атаку. Но "номер" не прошел. Ответ был, как обычно, сдержанным и выверенным до буквы в каждом слове. "Надеюсь на выстраивание с вами конструктивного взаимодействия, - заявил вчера в Москве на встрече с японским коллегой Сергей Лавров. - Президент России и премьер Японии поставили задачу строительства партнерских отношений как в двустороннем плане, так и на международной арене. Мы в этом заинтересованы". А его заместитель Алексей Бородавкин продолжил урок дипломатии: "Есть только один способ преодолеть разногласия - это вести диалог. При этом хочу подчеркнуть, что диалог должен быть взаимоуважительным, спокойным, взвешенным и включать какие-то высказывания, которые бы шли вразрез с принципами взаимного уважения".
Более того, по словам Лаврова, Москва готова обсуждать с Токио территориальную проблему, используя нестандартные подходы. Однако вчера он не стал раскрывать их суть. "Что касается конкретного содержания этих нестандартных или оригинальных идей, едва ли мы сможем здесь их раскрывать. Я вам порекомендую бросить журналистику, поступить на работу в министерство иностранных дел Японии и надеяться, что вас включат в переговорную делегацию по этому вопросу", - заявил глава МИД России, обращаясь к японскому журналисту, задавшему вопрос на эту тему.
Да, между президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Японии Юкио Хатоямой сложились личные доверительные отношения. Да, в условиях глобального кризиса российская экономика заинтересована в многообещающих японских технологиях. Да, Россия ждет инвестиций из Японии. Но это не означает, что одна сторона будет вести диалог при помощи ультиматумов. А другая - их исполнять.
Стороны действительно договорились, что проблему территориального размежевания необходимо решить "в нашем поколении". Но сегодня никто не может точно сказать, каким именно будет итоговое решение. Ведь, напомнил Бородавкин, по мнению Москвы, Россия ничего не оккупировала: "Эти территории отошли нам по итогам Второй мировой войны, что закреплено в соответствующих документах по итогам войны, в уставе ООН".
Методы, которыми японское правительство пытается "поднажать" на Москву, не новы. В российской столице Окада не стал скрывать, что Япония связывает развитие политического и экономического диалога с Россией с решением проблемы Курильских островов. Однако до сих пор подобная увязка не принесла никакого результата. Ведь пока официальные лица в Токио продолжают убеждать себя и своих избирателей в том, что японский народ якобы питает чувство недоверия к россиянам, бизнесмены один за другим все более активно осваивают российский рынок. И этому процессу никто на островах южнее Курил помешать не может.
И все же было очевидно, что перед Окадой в Токио никто не ставил задач вести себя до конца максимально наступательно. На итоговой пресс-конференции оба главы внешнеполитических ведомств демонстративно лишили себя привилегии быть эмоциональными. "Мы установили неплохой контакт и рассчитываем, что он будет способствовать созданию нужной для дальнейших переговоров доброжелательной, конструктивной атмосферы", - сообщил Лавров.
Между тем
Качуя Окада добавил, что стороны договорились продолжать конкретные переговоры по решению территориального вопроса: "Позиции Японии и России сильно различаются, и сегодня мы высказали основы своих позиций. Я думаю, что мы начали переговоры, чтобы сблизить позиции обеих сторон". Урок дипломатии, видимо, прошел не даром.