Деятельность этой военной организации не особо известна широкой общественности.
Это не совсем справедливо, поскольку она решает крайне важную, уникальную, связанную с постоянным риском задачу - обеспечивает безопасное хранение и уничтожение химического арсенала, доставшегося России в наследство от СССР. В связи с успешным выполнением нашей страной 3-го этапа своих международных обязательств на вопросы "Российской газеты" ответил начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин.
Валерий Петрович, для каких целей создавалась возглавляемая вами уникальная организация? Какие моменты в ее истории вы бы выделили?
Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия - это организация, которая несет на своих плечах основную тяжесть практической реализации обязательств в области химического разоружения, принятых на себя Российской Федерацией. Оно ведет свою историю с 22 августа 1992 года, когда директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в структуру Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России было включено Управление ликвидации химического оружия.
В период с 1992 по 1996 годы Управление провело важную работу по согласованию практических вопросов уничтожения химического оружия во всех регионах его хранения, приняло активное участие в разработке и утверждении технологий детоксикации, подготовке нормативно-правовой базы процесса химического разоружения, в том числе федеральных законов "Об уничтожении химического оружия" и "О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении".
Важной вехой в истории Федерального управления стал 1996 год - была утверждена первая редакция Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", получившая с учетом международной значимости статус Президентской. Началась практическая работа по созданию объектов по уничтожению химического оружия.
В 2000 году функции государственного заказчика ФЦП перешли от МО РФ к Российскому агентству по боеприпасам. Для обеспечения выполнения работ в области химического разоружения Указом президента Российской Федерации от 6 октября 2000 г. на базе воинских частей и организаций по уничтожению химического оружия, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, было образовано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Российском агентстве по боеприпасам. Положение о Федеральном управлении было утверждено постановлением правительства РФ от 5 февраля 2001 г.
В непосредственном подчинении Федерального управления находятся 14 воинских частей, расположенных в шести различных регионах страны. Численность частей и подразделений непосредственного подчинения, превышает 10 тыс. человек.
Федеральное управление является государственным учреждением, обеспечивающим выполнение всего комплекса работ в области химразоружения, действуя от имени государственного заказчика. В настоящее время государственный заказчик - Министерство промышленности и торговли РФ.
Вы контролировали ход строительства каждого из существующих российских объектов УХО. Наверное, каждый из них запомнился чем-то особенным?
Всего к настоящему моменту в России создано 5 объектов УХО: в пос. Горный Саратовской области, г. Камбарка в Удмуртии, пос. Марадыковский Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской области и в г. Щучье Курганской области. Каждый из перечисленных объектов уникален как по используемым технологиям, так и по тому вкладу, который он внес в выполнение программы химразоружения, и, конечно, заслуживает отдельного рассказа.
Первым действующим объектом по уничтожению химоружия стал объект в Горном. На этом объекте все делалось впервые. На его производственных мощностях Россия в апреле 2003 г. выполнила предусмотренный Конвенцией 1-й этап уничтожения химоружия, обезвредив 1 проц. своих запасов. 400 тонн не так много по современным меркам, тем не менее трудно переоценить это событие. Выполнение Россией 1-го этапа подтвердило всему миру ее твердую приверженность целям Конвенции и готовность полностью выполнить взятые на себя обязательства. На объекте в Горном был получен первый практический опыт промышленного уничтожения химоружия. Впервые на практике были осуществлены комплексные мероприятия по обеспечению безопасности и охране окружающей среды на такого рода предприятиях. Многие реализованные в Горном технические и проектные решения в последующем были успешно применены и на других российских объектах УХО. В частности, опыт Горного позволил на объекте в г. Камбарке повысить производительность более чем в 5 раз.
На объекте Марадыковский Кировской области, который внес наибольший вклад в выполнение 2-го этапа российского химразоружения, впервые были использованы новые уникальные технологии уничтожения ОВ непосредственно в корпусах боеприпасов. Такие технологии были внедрены в результате использования фундаментальных научных разработок российских ученых. Опыт применения этой технологии полностью доказал ее эффективность и абсолютную безопасность. Впоследствии она была успешно внедрена на объекте УХО Леонидовка Пензенской области, который, в свою очередь, начав работу в сентябре 2008 года, за короткий срок своей работы обеспечил максимальную производительность по уничтожению химоружия в рамках выполнении Россией 3-го этапа конвенционных обязательств. По плану в 2009 году в России следовало уничтожить не менее 6122 ОВ. Из этого количества на Леонидовку пришлось по плану 4482,6 тонны!
Пятый по счету российский объект УХО в г. Щучье Курганской области введен в эксплуатацию в мае 2009 г. На нем впервые в истории успешно начато уничтожение ракетно-артиллерийских химических боеприпасов. Наработанные в период строительства и эксплуатации объекта проектные и технические решения будут в полной мере применены на объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики, что позволит значительно сократить сроки его пуско-наладки и вывода на полную проектную помощь.
Процесс уничтожения неразрывно связан с человеческим фактором. Вы неоднократно давали высокую оценку своим подчиненным, чей повседневный нелегкий труд приближает момент, когда последний килограмм химической смерти в России будет уничтожен. Кто они, эти люди?
Безаварийный процесс уничтожения химического оружия - это многолетний труд многих тысяч людей, специалистов, которые своей неустанной повседневной работой ликвидируют страшную угрозу - химическое оружие. Они обеспечивают безопасное хранение и уничтожение химического оружия, надежную охрану объектов, готовы к немедленным действиям в чрезвычайных ситуациях. Весь личный состав - от генерала до рядового, успешно справляется с этими задачами, проявляя мужество и героизм, профессиональное мастерство, усердие и образцовое выполнение служебного долга.
Эффективная работа начальника Федерального управления как руководителя при огромном объеме и многоплановости решаемых задач невозможна без опоры на надежную, четкую, в высшей степени профессиональную и при этом творческую работу института его заместителей и помощников, начальников ведущих управлений. В первую очередь хотелось бы отметить работу генерал-майора Безрукова Г.Н., полковников Сербина С.В., Хлебникова Н.Ю., Самарина С.И., Сильнягина О.А., Пещикова А.Е., Ивашко О.М., Адысева О.В., Глазкова И.А., Тарабрина Г.М., Железнова А.В.
Большую помощь в работе всего Федерального управления оказывает также группа советников и консультантов, признанных специалистов в своих областях научных знаний и практики. Это, конечно, Король Е.Н., Зверев А.А., Карпов А.В.
В условиях приближения окончательного срока уничтожения химического оружия и нарастания темпов создания и эксплуатации объектов по его уничтожению человеческий фактор играет все большую роль. У меня нет никаких сомнений, что Федеральное управление справится с поставленной задачей, и Россия полностью и в срок выполнит свои международные обязательства. В своих людях я уверен.